Виктор Павлович Солодунов, г-та "Советское Приднестровье" от 16.03.13г.
история ВМФ СССР
РЫЦАРИ ПОДВОДНЫХ ГЛУБИН
6-го марта (19-го по новому стилю) 1906 года приказом по Морскому ведомству России немногочисленный отряд подлодок - класса миноносцев перешёл в отдельный класс кораблей флота. Это и есть день рождения подводных сил. К этому времени подлодки несли на борту не только стационарные мины, но и самодвижущиеся торпеды. Погружаясь на короткое время в глубины моря, они начали представлять большую угрозу надводным кораблям и судам противника.
Если до Октябрьской революции 1917 г. в состав у флота входило 74 действующих субмарины, то к началу Великой Отечественной войны в Военно-морском флоте насчитывалось 212 единиц дизельных подлодок различных проектов. Наиболее совершенным проектом на то время были лодки с шифром «С».
Целая плеяда героев-подводников выросла в годы войны. Среди них экипажи субмарин во главе с командирами Гриценко, Травкиным, Щедриным, Стариковым, Гаджиевым, Луниным, Мариненко. Большинство из них имели на боевом счету по десять и более уничтоженных кораблей и судов противника. Самый первый командир экипажа подлодки Щ-417 капитан 3-го ранга Мохов на Балтийском флоте в своём последнем походе пятью торпедными залпами уничтожил пять судов врага, но, возвращаясь на базу, при загадочных обстоятельствах субмарина погибла.
Не забудется подвиг выпускника нашей военно-морской «Дзержинки» лейтенанта Бориса Корчилова, командира реакторного отсека. Когда на подлодке, находящейся в Атлантике, произошла авария реактора, восемь ребят со своим командиром в течение полутора часов из груды материалов смонтировали нештатную систему охлаждения реактора. Они получили дозы облучения, да такие, что приборы зашкаливало: Не ради орденов полезли моряки в радиационное пекло, а выполняя свой воинский долг, они спасли корабль с экипажем от ядерного взрыва. В недельный срок эти мужественные люди один за другим ушли в мир иной.
Наше послевоенное поколение подводников гордилось службой и подвигами наших предшественников, не колеблясь, из надёжных рук приняло эстафету по защите Родины. Матросы, старшины, мичманы, офицеры в совершенстве изучали и грамотно эксплуатировали порой капризную технику. Находясь на боевых постах, каждый ощущал надёжность локтя своего товарища. Это был прекрасный показатель коллективизма взаимовыручки советских моряков. Здесь, в скорлупе прочного корпуса, витает особая аура, где воздух, дозируемый порциями кислорода, един на всех. Один подводник вдыхает, второй выдыхает - всё смешивается. Здесь, при наивысшей фазе возможного развития аварии, подводники, оказавшиеся в час «пик» на боевых постах, задраив переборочные двери под «болт», будут вести борьбу за живучесть до конца. И если Всевышний кому-то из них подарит право на жизнь, командир, офицер покинет отсек последним - таков флотский закон. Это и есть особые ценности, которые сами по себе не приходят, они формируются в небольших воинских коллективах в процессе притирки, воспитания, учёбы, изматывающих тренировок в боевых походах. Их именуют флотским братством.
Атомная подлодка - это огромный по размерам действующий снаряд, который в стеснённых габаритах сосредоточил различные виды энергии, отличные по принципу действия, системы жизнеобеспечения личного состава и всевозможные запасы. Приведу впечатление нашего незабвенного и кормового лидера Никиты Хрущева, посетившего борт первой советской атомной подлодки К-З, известной старшему поколению с наименованием «Ленинский комсомол», он сказал: «Я побывал на вашей подлодке. На мой взгляд, - это огромная колбаса, начинённая таким количеством приборов в механизмов, что куда ни плюнь, обязательно попадёшь в прибор». Пожалуй, эффектнее н короче формулировки не подыскать.
(самая быстрая подводная лодка проєкта 661)
На встречах часто задают вопросы: «Есть ли на подводной лодке окошки; там, в отсеках, бывает страшно на глубине?». Ответим. Атомные подводные лодки предназначены для длительного несения боевой службы вдали от родных берегов. При их проектировании конструкторы стараются свести к минимуму количество отверстий в прочном корпусе, ибо они представляют явную угрозу живучести корабля в боевой обстановке, при аварийных ситуациях. Иллюминаторы не предусматриваются, для любителей фауны и экзотики на этот счёт имеются прогулочные лодки е небольшой глубиной погружения, где для обозрения обстановки за бортом иллюминаторы конечно предусмотрены. При следовании подлодки на рабочих или предельных глубинах, при выполнении специальных эволюций при маневрировании, страха как такового, н е ощущал. Для этого подводники и проводят массу тренировок как при стоянке корабля в базе, так ин походных условиях. Случались изредка моменты, когда на лирику не тянет. Это правда.
Мы, ветераны-подводники, можем лишь мечтать, что в недалёком будущем отдельные смелые и рискованные мальчишки нашего города Белгорода-Днестровского и края обязательно станут у пультов, штурвалов, перископов, будут обслуживать механизмы современных субмарин, входящих в действующую бригаду ВМС Украины. Своим профессиональным выбором ратного пути вы, мальчишки, подтвердите, что славные традиции, отработанные вашими предшественниками не прерываются, что Родину есть кому защищать. Вам предстоит принять эстафету по защите морских рубежей, вы обязательно станете рыцарями подводных глубин. И пусть ваш выход в атаку всегда предваряется ласковым словом — «учебная».
С удовольствием отмечаю достижения, конкретные жизненные дела, смелые и благородные поступки наших ветеранов-подводников и глубоководных водолазов, которые лучшие годы своей молодости отдали службе Военно-морскому флоту, срочным погружениям и всплытиям. Это старшины Кусков В.И., Хмелевский И.Б., Чаирский В.И., старший мичман Копейка А.М., и другие моряки-ветераны.
Клуб "Военмор" отмечает День подводника 2013г.
Мы преклоняемся перед, подвигами славных предшественников-подводников и наших товарищей, ушедших в мир иной в боевых условиях, в результате аварий в других обстоятельств. Вечная им память!
Здравствующих ветеранов-подводников города и района сердечно поздравляю с днём подводника, желаю вам доброго здоровья, счастья, удачи. Крепитесь и не теряйте веры в будущее! Ведь неприкосновенный запас воздуха высокого давления в командирских баллонах у нас остался ещё невредим.
Виктор Солодунов, капитан II-го ранга, член клуба «Военмор»
Александр Копейка - время службы на АПЛ "Комсомолец", 1988г.
Фото из архива Александра Копеки