Ирина Рябченко-Бессараб

 





ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ ПРОЩАТЬ СВОИХ  ВРАГОВ?

(Статья к Троице 2025)


Часть первая

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА  ХРИСТА

 
К моменту начала проповеди Иисуса Христа, Святая земля уже более пятидесяти лет находилась под оккупацией Римской империи. Было казнено римлянами сорок пять иудейских первосвященников — весь цвет иудейского первосвященства. Первосвященник Маттафия был заживо сожжен за то, что пытался сорвать с ограды Храма  знамя римского легиона с изображением орла. Верховный иудейский суд — Синедрион,  был фактически обезглавлен и  состоял, в основном, из первосвященников — коллаборантов, сотрудничавших с оккупационными властями.
 
Но самым большим горем для иудеев было то, что их главная реликвия, золотая виноградная гроздь, весом в пятьсот талантов, была увезена в Рим Помпеем, в качестве главного трофея и в знак победы над израильским народом. Эта золотая гроздь висела ранее на почетном месте во Втором Храме, на эту гроздь евреи вешали дары, приносимые в Храм.
Вот, такая сложная политическая обстановка сложилась в Палестине в начале 30- х  годов первого века нашей эры.
Мог ли Иисус говорить евреям в своей Нагорной проповеди о том, что нужно прощать и любить своих внешних врагов, которыми были тогда римляне?  Наверное, нет. Ведь евреи  на тот момент  ждали своего Мессию именно для того, чтобы тот освободил их от владычества римлян. Народ страдал от двойного гнета, от оккупационных властей и от давления иудейской верхушки. Значит, в Нагорной проповеди, если она была произнесена, говорилось о прощении и о любви к внутренним врагам?

Часть вторая

Законы древнего Израиля. Происхождение молитвы «Отче наш»

        «Любите ваших врагов...» - слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Ев. от Матфея 5:44)
Далее Иисус говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений». (Ев. от Матфея 6: 14,15)
Также слова о прощении должников (врагов)  есть и в молитве « Отче наш»:  «И прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим».
         Большинство православных христиан считают, что молитва «Отче наш» — это православная молитва. Однако,  молитва «Отче наш»,  —  это  древнееврейская молитва, она пришла к нам из еврейской Торы.

Вот слова из древнееврейской молитвы «Отче наш»:
  1. «Прости нас, Отче наш, ибо мы согрешили» (Шестое благословение Амиды).
  1. «Прости ближнему твоему обиду (долг), и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои».
(Сирах 29: 2)

Чтобы понять, о каких долгах (обидах) идет речь в древнееврейской молитве « Отче наш», нужно обратиться к законам древнего Израиля. В древнем Израиле существовал закон «шмита». Это была повелевающая заповедь Торы  об  аннулировании всех долгов евреев в год шмиты. Это был год отпущения. Каждый седьмой год в Израиле назывался  субботний, и в этот год евреям списывались все их материальные долги. Например, если бедный еврей брал в долг у богатого еврея деньги или скот, но не смог вернуть свой долг. То, потом, когда наступал седьмой год, год шмиты, то богатый еврей обязан был списать (простить) этот долг бедному еврею. Это делалось для того, чтобы израильский народ не нищал. А также, чтобы не было конфликтов между богатыми и бедными евреями. Это делалось для укрепления благосостояния еврейского народа. Но этот закон существовал только для евреев. Если же в долг брал иноземец, не еврей, то ему долги не прощались.

Богатым евреям требовалось давать в долг бедным, неимущим евреям. Это был обязательный закон в Израиле. Вот, поэтому в древнееврейской молитве «Отче наш» были слова: «Прости ближнему твоему обиду (долг), и тогда по молитве твоей отпустятся  грехи твои». Впоследствии, слова этой молитвы перешли в Новый завет и в христианскую молитву «Отче наш», но в несколько иной интерпретации. Вместо материальных должников стали пониматься обидчики или враги. «И прости нам долги ( грехи) наши, как и мы прощаем должникам (обидчикам, врагам) нашим».

Таким образом, обязательная заповедь о прощении долгов, перешла в христианство, но в несколько видоизмененном виде. Теперь это была обязательная заповедь о прощении врагов. Впоследствии, когда эти каноны перешли в христианство, то акцент уже сместился с денежных, имущественных долгов на прегрешения, обиды. Под словом должники стали понимать обидчиков, предательство. Здесь снова нужно вспомнить слова из еврейской  Торы: «Прощайте должников ваших, ибо если вы не простите, то и вам бог не простит ваших прегрешений». Речь шла не о врагах, а о должниках, которых нужно было простить при наступлении седьмого года. И эти слова писались только для евреев.  Но каких врагов имел в виду Иисус, произнося Нагорную проповедь? Существовал ли закон Седьмого года в Святой земле во время римской оккупации?

Часть третья

События в Святой Земле после распятия Иисуса Христа.

Однажды иудейскому священнику задали вопрос: «Почему старейшины Израиля приняли решение выдать Иисуса римским властям?» Раввин ответил, что старейшины предвидели, что если об этом христианском движении узнают римские власти, то придут еще в большем количестве и разрушат славный город Иерусалим и величественный Храм, гордость еврейского народа.
Поэтому было созвано экстренное совещание мудрейших старейшин Израиля, на котором был поставлен вопрос: что делать? Первосвященник Каиафа дал совет: лучше погубить одного человека, чем погибнуть всему народу. Этот совет был принят, за малым исключением, всеми старейшинами. В это время Иисус с учениками находился в Галилее, и его ожидали на предстоящий праздник Пасхи в Иерусалим.

Но, не помогло...    Решение погубить Иисуса не помогло сохранить Храм и сохранить еврейский народ от столкновений с римлянами. В 66 году нашей эры началось восстание евреев, которое переросло в Первую Иудейскую войну (66 - 71 гг. н.э.). В ходе этой войны произошла осада Иерусалима и был разрушен Второй Храм, Храм Ирода Великого. В течение всей войны, по словам древних писателей, было убито 600 тысяч евреев (население на тот момент составляло 2 миллиона человек). Палестина была разделена на участки, роздана или распродана новым поселенцам. Часть населения была отправлена в рабство или депортирована.

Часть четвёртая

Должны ли мы прощать своих врагов? Нагорная проповедь Иисуса Христа

Сразу же, как только были высказаны слова о любви к врагам, начали возникать споры и рассуждения по поводу этих слов. Этот вопрос пытались решить многие великие писатели. Вопрос о том, зачем нужно любить врагов, вместо того, чтобы бороться с ними и ограждать себя от них, на протяжении многих столетий будоражил умы людей во все эпохи и времена.
В своей книге « В чем моя вера» Л. Н. Толстой писал: «Нельзя любить личных врагов, но людей вражеского народа можно любить точно также, как и своих».  Интересно, что бы сказал писатель, если бы знал, что в комнате, где он писал свои произведения, бойцы второй танковой армии Вермахта  превратили в курительную комнату... «Известную комнату со сводами, где писатель трудился над «Войной и миром», превратили в курилку» - было сказано в газете тех лет. В усадьбу писателя немцы вошли 29 октября 1941 года. В доме писателя также был устроен гараж для немецких мотоциклов.

Однажды писателю, который проповедовал о непротивлении злу, задали вопрос: «И, что же, если на вас нападет тигр, вы не будете обороняться?»
— Помилуйте! — сказал писатель. — Откуда возьмутся тигры в Ясной Поляне? Тигры... Танки «Тигры»...
Тогда, в 1941 году танков «Тигры» еще не было, были другие танки, но смысл от этого не меняется.

 
Часть пятая

Должны ли мы любить своих врагов? Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Также вопрос о любви к врагам пытался решать писатель Ф.М. Достоевский. На страницах романа « Братья Карамазовы» постоянно идет полемика между братьями Иваном и монахом Алексеем. Иван говорит, что бога вообще нет. Алексей говорит, что бог есть. Иван говорит: «Вот ты, Алеша, говоришь, что врагов нужно прощать...». И Иван рассказывает такую историю, что Алексей, сраженный его доводами, соглашается с ним, что не всех врагов можно простить. В своем романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский высказывает свои сомнения очень завуалированно, в виде споров между братьями. И немудрено, ведь этот роман был написан в 1880 году, на тридцать лет раньше романа Л.Н. Толстого «Воскресение».
Иисус Христос произносил свои проповеди на арамейском языке. Новый завет писали на древнегреческом. Библию вначале переводили на английский язык. Мы читаем Новый завет на русском или украинском языке. Здесь получается тройной или даже четырехкратный перевод слова божьего.

Дошел ли до нас истинный смысл слов Иисуса Христа? В древнегреческом языке различали несколько типов любви: семейную, дружескую, романтическую и жертвенную. К сожалению, в русском языке нет таких слов, значений, поэтому до конца мы не поймем духовный смысл. Для этого необходимо знать древнегреческий.

Любовь к детям, к женщине, к людям и к врагам, в русском языке передается одним словом, в отличие от древнегреческого языка. Также можно предположить, что вопрос любви к врагам относился лишь к вопросу веры, религии.
Кого евреи считали своими врагами? Римлян, которых евреи считали язычниками? Но в древнем Израиле проживало также много других иноземцев, иноверцев. Всех иноверцев евреи называли язычниками, гоями, идолопоклонниками. Даже во внутренние, святые помещения Второго Храма, вход Pictures был запрещен. Об этом свидетельствовали предупреждающие надписи на стенах Храма:  «Язычникам (гоям) вход запрещен!»

Но среди иноземцев было много таких, которые становились прозелитами, они принимали иудейскую веру. Можно предположить, что говоря о любви к врагам, Иисус Христос имел в виду, что нужно перестать ненавидеть язычников, гоев, к ним нужно проявить милосердие... Нужно помнить, что в своих проповедях Иисус обращался непосредственно к евреям, его проповеди предназначались для евреев.

Есть и другие версии, разъясняющие, как понимать вопрос о любви к врагам. Например, православный священник А. Г. Долженко пишет в своей статье «Нагорная проповедь», что Иисус Христос имел в виду не врагов в виде чужого народа, а именно врагов личных.

Вот что пишет в своей статье А. Г. Долженко: «За обижающих вас нужно молиться. При помощи ваших молитв Господь вразумит тех людей, которые вас обижают и они прекратят нанесение своих обид. А обидчик, видя ваши мольбы за него, то есть ваше хорошее отношение к нему, изменит свое поведение к вам. Его (врага) нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к ближнему, и при помощи любви сделать из врага друга».

Но как наивно звучат эти слова! Наивно верить в то, что преступник, совершивший страшное преступление может раскаяться в своих грехах, преступлениях. Наоборот, если его простить, то почувствовав свою безнаказанность он совершит еще целый ряд страшных преступлений. И да, одно дело, простить соседа, который заступил на вашу межу, и совсем другое дело, простить и любить закоренелого преступника. Враги бывают разные, и Нагорная проповедь не объясняет конкретно, о каких именно врагах идет речь.

В своей речи Иисус Христос пояснил, к кому должна быть направлена всепрощающая любовь: к врагам, к проклинающим, к ненавидящим, к обижающим и гонящим человека. Об этом упоминает А.Г. Долженко в своей статье «Ложное понимание заповеди о любви к врагам», где он критикует книгу Л. Н. Толстого «В чем моя вера». А. Г. Долженко считает, что Нагорная проповедь Иисуса Христа предназначена не только для евреев, но и для всех остальных людей.
Но смысл Нагорной проповеди становится понятен, только когда мы признаем  тот факт, что она была произнесена непосредственно для евреев. Только признав, что эта проповедь, как и другие проповеди Иисуса Христа предназначались только для евреев, мы можем понять смысл непонятных для нас слов: «... любите врагов ваших».

Здесь уместно вспомнить законы древнего Израиля, которые, впрочем действуют и сейчас. Это законы Седьмого года, аннулирование долгов в Седьмой год — Шмита. Когда наступал Седьмой год, евреи обязаны были прощать друг другу все материальные долги, и соответственно, обиды, прегрешения. Эти законы были приняты в связи с тем, что израильский народ был малочисленный, чтобы народ не обнищал. Но этот закон действовал только для евреев.
В Нагорной проповеди акцент делается на прощение не материальных долгов, а в основном, на прощение обид, прегрешений, предательства и т.д. Иными словами говоря, евреи должны были  прощать друг друга, не держать зла. Евреи не должны были враждовать друг с другом.

Но Иисус  не проповедовал язычникам (неевреям), он проповедовал только евреям. Невозможно представить, чтобы эти слова предназначались одновременно и для евреев, и для неевреев. Иначе, они теряют всякий смысл. Это все равно, что представить еврейский кошерный ресторан, в котором одна и та же пища предназначалась  бы одновременно, и для евреев, и для неевреев.

Часть шестая

Здесь же речь идет о духовной пище.  Должны ли мы прощать своих врагов?

Нагорная проповедь Иисуса Христа.
           По этому поводу сам Иисус говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.» Н. завет, Ев. от Матфея гл.15: 24 стих.
Более правильный перевод: «... к погибающим овцам». Они еще не погибли, но погибают. Оригинальный текст: «Я послан только к заблудшим овцам народа Израиля» Ев. от Матфея 15:24.

Далее Иисус говорит: «Я послан не к кому-либо другому, но только к иудеям, овцам, которые погибли от порочности тех, кому они вверены».

Обычно христианские богословы опровергают этот факт, что проповеди Иисуса Христа предназначались только для евреев. В доказательство этому они приводят только один довод из Евангелия от Матфея, 28:19,20. Иисус говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа...»

Но эти слова Иисус говорит уже после своей смерти, (после воскресения из мертвых). Но, если эти слова так важны, то почему Иисус не сказал их своим апостолам еще при жизни? Мог ли Иисус сказать такую фразу? Такую фразу мог сказать только тот, кто верит в учение о Троице. Но Иисус был еврей, у евреев нет догмата о Троице.
Но можно сделать вывод. Говоря о том, что нужно прощать и любить своих врагов, Иисус обращался к своему народу, к евреям, и стремился к тому, чтобы не было вражды среди израильского народа.
       Впоследствии, это учение перешло в христианство.

Ирина Рябченко-Бессараб
АЛБ «Буджак»
5 июня 2025 г.