"Торнадо-пресс", 11.08.2011г.
Они освобождали город
Статья, в которой подробно описана десантная операция по форсированию Днестровского лимана в августе 1944г. - будет, безусловно, полезна читателям, интересующимся историей освобождения Белгорода-Днестровского и края от немецко-фашистских захватчиков.
В свете приближающегося Дня освобождения города Аккермана от немецко- фашистских захватчиков откроем очередную страницу далекого 1944 года.
Ночная переброска через лиман 22 августа частей 46 армии и подразделений морской пехоты, предусматривалась на самоходных паромах, буксирных катерах, лодках и других подручных средствах, не имеющих навигационных приборов. Течением и встречным вражеским огнем колонны атакующих неизбежно могли быть разбросаны от мест десантирования, чем нарушался принцип одновременности и массированности атаки. Поэтому, тщательность и секретность подготовки Днестровской операции требовала разработку моряками плана навигационно-гидрографического обеспечения. Он предусматривал: гидрографическую разведку маршрутов перехода и районов десантирования; геодезическое обеспечение боевых порядков батарей и инструментальную разведку расположения артиллерии врага в районе Аккермана, Шабо, гирла лимана; лоцманскую проводку основных сил.
Решением этих задач занимались моряки-гидрографы Черноморского флота и Дунайской военной флотилии (командующий ДВФ контр-адмирал С.Т.Горшков). Офицеры-гидрографы: А.Азаренок., К.Смирнов, М.Корсунский, В.Федотов, А.Квартальнов, старшины И.Бондарец, И. Лысак произвели рекогносцировку лимана на маршрутах и промеры на подходах к пунктам, намечаемых к высадке, установили в необходимых местах буи. У кромки отмелей, для надежности и резервирования, были выставлены шлюпки с синими огнями под наблюдением краснофлотцев-гидрографов. С целью скрытности, разведка производилась только ночью, с полуглиссеров, глубины определялись наметками и ручными лотами. Для точного выхода десантников в назначенные пункты, на восточном берегу, в местах посадки войск, гидрографы возвели створы светящихся знаков, дальность видимости огней регулировалась и увеличивалась по мере удаления плавсредств. Расчеты и установку створов производили офицеры-гидрографы: К. Смирнов, М.Корсунский, М. Комаров, Д.Станкевич, А.Дубенко и личный состав манотряда.
Соблюдение маршрутов перехода, включая повторные рейсы, обеспечивали военные лоцманы М.Егоров, Б.Коханов, В.Дураков, Ю.Казанцев и другие гидрографы, находящиеся на десантных средствах. Десантные отряды высаживались в районах захвата плацдармов при поддержке артиллерии армейских подразделений и бронекатеров Дунайской военной флотилии. В колоне Шабского десанта погиб командир манипуляторного пункта А.Антоненко.
Обеспечение перехода бронекатеров из Одессы и определение им мест развертывания в моменты имитации высадки десанта с моря и прорыве в Царьградское гирло, осуществлял личный состав 1-го манипуляторного отряда ст.лейтенанта В.Штапенко, который установил на берегу соответствующие ориентиры, а на участках, опасных в минном отношении — створные огни.
Большую помощь подразделениям войсковой артиллерии и кораблям флотилии оказали гидрографы, которые вместе с выполненной и размноженной фотопанорамой западного берега, передали им разведанные по огневым точкам. Гидрограф В.Галюга вспоминал, что ему было предписано обеспечивать батарею ст.лейтенанта Ячменева, расположенную в районе Каролино-Бугаза. Со своих стационарных артустановок противник периодически обстреливал наш берег, и в этом был его просчет. Вместе с артпланшетом, таблицей сведения огня в одну точку, схемой мертвых пространств, он передал батарейцам координаты выявленных огневых точек. В момент высадки первого эшелона десанта, ячменевцы своими залпами уничтожили наблюдательный пункт на башне санатория, подавили много укрепточек на западном берегу.
Двое суток спустя, офицер Галюга с подразделением краснофлотцев-гидрографов, выполняя приказ, добирался берегом моря в район Шаганы-Жебрияны, для определения координат развертывания ман-пукнтов. По пути гидрографов поразили результаты работы ячменевцев - обилие исковерканных артустановок и развороченных пулеметных гнезд. Скольким наступающим бойцам сохранили жизнь эти выверенные залпы?
За успешное участие в Днестровском десанте многие гидрографы награждены боевыми наградами: орденами Отечественной войны - К.Смирнов, М.Корсунский, Д.Шейкер, Красного Знамени - Ю.Казанцев, медалями Ушакова — старшины Кобозев, Дорошенко и др.
В жаркие дни августа наш земляк, гидрограф, старший лейтенант А.Витченко, будущий капитан 2-го ранга и начальник Белгород-Днестровского рыбопромышленного техникума, находясь в Одессе (в резерве начальника ГС ЧФ) сокрушался: ему отказано на участие в операции по освобождению Аккермана. А ведь в 1940 году лейтенант Витченко принимал непосредственное участие в присоединении Бессарабии к Украине, и где работал в совместной комиссии в г. Аккермане. На этот раз ему предписывалось: в составе группы военных лоцманов А.Горошкова, К.Пелиха, Д.Алашева, Н.Дорохова, В.Дуракова совместно с отрядами торпедных и броневых катеров быть готовыми к броску на Жебрияны, овладению гирлами Дуная, захвату портов Румынии. Шли последние приготовления, ожидали боевой приказ.
После овладения Аккерманом, моряки-десантники действовали стремительно. Уже 24 августа, корабельный десант занял Жебрияны и Килийское гирло. Проводку десанта через минные поля осуществляли лоцманы Горошков и Пелих. Проводку бронекатеров и форсирование Потаповского гирла Дуная осуществил лоцман Дураков, за что получил орден Красного Знамени. 26 августа корабельный десант, ведомый офицерами Витченко и Алаше-вым, занял порт Констанцу. Ввел их в порт лоцман, ст. лейтенант Витченко. 7 сентября Алексей Григорьевич принял обязанности начальника Констанского гидрографического района.
Общее руководство действиями маневренных гидрографического и манипуляторных отрядов, военно-лоцманского пункта м взаимодействие с армейскими и корабельными соединениями при форсировании Днестровского лимана, Дунайских рукавов, заканчивая захватом портов Румынии и Болгарии, осуществляли капитаны 1-го ранга А.Солодунов — начальник гидрографической службы Черноморского флота и Ю.Коваль — главный штурман флота.
В.СОЛОДУНОВ, КАПИТАН 2-ГО РАНГА В ОТСТАВКЕ