Борис Устименко, "Буджак-инфо" март, 2012г.
Страницы истории
КОГДА УСТАЛАЯ ПОДЛОДКА ИЗ ГЛУБИНЫ ИДЁТ ДОМОЙ...
Это слова из песни, которую в пору моей молодости исполняли по радио и с эстрады, на концертах и танцплощадках во всех портовых городах Союза. Эта песня о рыцарях морских глубин особой любовью пользовалась у моряков, которых море объединило во флотское братство. Вот именно для поддержки этого боевого флотского братства и сохранения военно-морской флотской истории Виктор Кусков ещё 30 лет тому назад создал наш городской клуб «Военмор», членами которого стали моряки проходившие службу, как на надводных, так и на подводных кораблях. С тех пор ежегодно в последнее воскресение июля мы собираемся на его даче, поднимаем военно-морские флаги, дружно поём песню «Варяг» и поднимаем тост за тех, кто в море.
Теперь мы стали отмечать День подводника 19 марта. А ведь этот официальный день рождения подводного флота был утверждён 106 лет тому назад приказом по морскому ведомству России, согласно которому подводные лодки были переведены из класса миноносцев в самостоятельный класс военных кораблей. В одном из номеров газеты «Торнадо» от 22 марта 2012 года Виктор Солодунов красочно описал ритуал крещения моряков при форсировании экватора. Неудивительно, что именно он стал инициатором празднования Дня подводника в нашем городе.
10 часов утра. У Мемориала Славы собираются подводники, водолазы и другие члены клуба «Военмор». У каждого в руках живые цветы – красные гвоздики. В суровом молчании цветы возлагаются на гранитные надгробия погибших моряков: матроса Манитенко Н.П., ст. матроса Подболотова А.И., старшины I-й статьи Котелевского А.М.,
Старшины Десяева П.Г.
О каждом из присутствующих на возложении можно написать книгу. И очень хорошо, что подводник капитан II-го ранга Виктор Солодунов написал такую, которая по содержанию и объёму не уступает книгам известных писателей-маринистов. «От моря к морю» называется она. И к ней такой эпиграф:
«Поменьше мелочных забот
Над горестями небольшими,-
Горит немеркнущее имя
В котором жизнь и сердце – флот!»
Он родился в послевоенное лето на Шаганском маяке, смотрителем которого был его отец. Чистый белый песок прибрежной косы можно сравнить разве что с мадагаскарским или гавайским, тёплое голубое море, синее небо. Можно не сомневаться, что именно в таких условиях с детских лет мальчик Витя думал и мечтал о море. В 1965 году он поступает в Высшее Военно-морское училище им. Ф.Дзержинского, которое являлось кузницей инженерных кадров ВФМ. Пять лет учёбы, Северный флот, Североморск, где выпускник начинал службу дублёром командира группы первого дивизиона ВЧ-5 на атомной подводной лодке 675-го проекта. А потом была служба на ПЛ «К-104», которую неофициально окрестили «Золотой рыбкой» . Это была первая в мире подводная лодка, корпус которой был выполнен из титанового сплава. Она развивала скорость 44,7 узла (80,4 км/час), что по настоящее время является мировым рекордом. Наши многоцелевые подводные лодки с крылатыми ракетами подводного старта «Аметист» не имели себе равных в мире и стали обладателями «Голубой ленты» по скорости подводного хода.
Орденом «Военного Красного Знамени» и тремя медалями за службу за службу на подводном флоте награждён мичман Александр Иванович Копейка, уроженец с. Бритовка. Срочную службу он начинал в учебном отряде подводного плавания в Севастополе, затем Северный флот, служба на атомной подводной лодке. Во время выполнения боевого задания в северных широтах на корабле произошла авария, в результате которой в живых осталась треть экипажа. Более двух часов находился в воде наш земляк, но с честью выдержал это испытание, выжил и был спасён. Сегодня он с нами, его грудь украшают орден Военного Красного Знамени и три медали.
Виталий Чаирский родился в с. Выпасное. С детства привыкший трудиться на земле, он после школы поступает в Одесский сельхозинститут. После окончания первого курса Виталия призывают на службу в армию. В севастопольском отряде подводного плавания он проходит подготовку и мотористом ГЧ-5 направляется на службу 155-ю бригаду. Службу на подводной лодке Виталий нёс образцово, стал командиром отделения мотористов. После окончания службы продолжил учёбу в институте. Сейчас он работает на земле, выращивая персики, которые завоевали в нашем районе высокий рейтинг.
Валентин Рыков, капитан 3-го ранга, после службы на подводном флоте, работал на судах торгового и рыболовного флота. Он прошел, все моря и океаны и до сих пор хранит в своей душе любовь и верность морской профессии.
Интересно и поучительно прошёл свой жизненный морской путь Виктор Кусков. Отлично закончив службу в ленинградском отряде подводного плавания, он проходил службу на Черноморском флоте на лодке «Щука-202». То, что он пережил за 5 лет службы стоит того, чтобы написать книгу, что Виктор Иванович надеется и сделать. Демобилизовавшись старшиной команды электриков, он несколько лет работал водолазом на спасательной станции, сохранив жизнь многим людям на Днестровском лимане.
В этом небольшом репортажном материале, к сожалению, невозможно рассказать всё и обо всех сразу. Поэтому в последующих статьях, уважаемые читатели, я постараюсь раскрыть и заполнить белые пятна этой замечательной рубрики, посвящённой боевому флотскому братству.
Борис Устименко, Заслуженный журналист Украины, АЛБ «Буджак», март 2012г.
Фото Виктора Боровца