"Советское Приднестровье", 21.10.2013г.
НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДНИКИ
Замкнулся земной, материальный, круг жизни буджакского писателя, философа и поэта Михаила Самарцева (Анатолия Михайловича Мулюкина). На семьдесят шестом году, на середине недописанной книги. Успел оставить нам все же многое. Я не говорю о Наследстве в том узком, юридическом, бытовом смысле. О Наследстве, которое (случается такое) разъединяет родичей, создает тягомотину по судам и разделам. Отнюдь нет. Никаких претензий ни к имуществу, ни тем более к его авторскому праву ни у кого нет, и быть не может. И все же, так получается, что не только родичи, но и мы все вступили в духовное его наследство, А. Мулюкин был вольнодумцем, из той породы людей, задумывающихся о вещах широчайших, ищущий ответы на вопросы, стоящие перед мыслителями уже тысячи лет. О смысле жизни, о природе Бога.
В перечне его интеллектуальной собственности значатся и стихи, и проза, и философские работы. И все, что им написано, обдуманно, по большому счету отдано людям. Он рачительно заботился о своих интеллектуальных делах. Создав и издав, обязательно отдавал в библиотеки, заносил в музей, дарил друзьям и единомышленникам. Кто-то может сказать — тщеславие?! Я могу уточнить — благородное тщеславие, писательское, философское. Оно здорово отличается, например, от тщеславия нувориша, который, пользуясь теми или иными грязноватыми схемами, нарубал бабла, купил лексус, построил особняк за высоким забором и торчит сам на се6е, раздуваясь от мещанского тщеславия.
Литератор, философ, изобретатель не так тщеславен, как мудр и умен, он знает, что знание — это больше, чем деньги и вещи. Если у меня есть две конфеты и одну я отдам вам, то конфет все равно останется две, а вот если я знаю, что-то и учу вас, то все знания остаются при мне, но одновременно они появятся и у вас, т.е. удваиваются. Вот смысл тщеславия людей типа и калибра А. Мулюкина-Самарцева.
Его стихи и проза доступны вам, взял в библиотеке и познакомился. Конечно, тиражи его книг прискорбно малы — 50, 60, 100 экземпляров. Надо потратить время, и не малое, на обдумывание и написание книги, плюс деньги на жизнь пока работаешь над ней, а потом ищи средства, чтобы, напечатан ее, отдать свой труд людям, запустить в культурный оборот. Глупейшая система, редко кто из именитых литераторов или мыслителей обладает средствами и для жизни, и для тиражирования своих работ, редко. Наскребывается толика, урывается от семьи, друзья дадут и рождаются эти 50-100 экземпляров, капля в море, скорее намек, крик в пустыне, чем издание книги. Стыдно вспомнить, что Самарцев зубы себе не вставил, экономя, чтобы работы свои хоть так издать. Смешно и горько, живя в нашем городе много лет, Анатолий Михайлович оставался малоизвестным Гражданином города. А ведь он человек, мыслитель, замахнувшийся на Нобелевскую премию по философии!
Вполне возможно, что просвещенные туристы, приезжающие в наш городок, через 10-15 лет в первую очередь будут интересоваться именно им, Анатолий Михайлович, по ёго словам, сделал изобретение — открыл и сформировал закон о Смысле жизни, бытия. И если одной фразой то: бытие стремится от простого - к сложному, от смертного - к бессмертному. На нескольких десятках страниц им доказывается этот постулат. Он считал свою работу бесспорной, называл — изобретением, имел четкую систему доказательств. И это нормально для Автора. Оппоненты считали ее скорее гипотезой, даже хохмой и заблуждением. И это тоже нормальная нормальность. Когда-то академия наук Франции считала падение метеоритов не фактом, на основании того, что камням-булыжникам неоткуда взяться на небе. Я тоже его оппонент, считаю, что его работа не открытие, а пока лишь гипотеза. Но кто может ручаться, что прав не он, а мы, оппоненты? В любом случае, он неординарный вольнодумец, дерзнувший утверждать то, что пока не укладывается в рамки здравого смысла м науки. В любом случае, его позиция позитивна. Если он прав, то конечно, если ошибается, то по этому пути не пойдут вольнодумцы следующих поколений, не будут тратить силы и время, ведь отрицательный результат равен положительному.
Вот и получается, что у Анатолия Михайловича не только семья или АЛБ «Буджак», или громада Белгорода-Днестровского, а вся Украина, все человечество оказывается наследниками. И надо наследством такого значения грамотно распорядиться. Главное — не забыть! Архив, работы, законченные и незаконченные, надо тщательно собрать и сохранить. Очень бы не мешало переиздать его работы в более фундаментальном растиражированном виде. Разослать философские трактаты Самарцева по институтам и академиям, вводя их тем самым в широкий научно-культурный оборот. Естественно соблюдая все юридические аспекты — права прямых наследников его интеллектуальной собственности. Не помешало бы закрепить труд его жизни званием Почетного гражданина города, повесить мемориальную доску на дом, где он жил. АЛЬ «Буджак» должен подумать над монографией о его жизни и деятельности на поприще культуры, мысли и прогресса.
Пушкин писал, что мы—ленивы и нелюбопытны... Так давайте же противоречить Гению действием, а не намерениями. Ведь в копилку великих, замечательных и неординарных людей, побывавших или живших в нашем городе, добавился еще один — вольнодумец Анатолий Мулюкин-Самарцев. Громада города просто не может это не отметить своим вниманием и благодарностью.
Марк СУХОПАРОВ, г-та "Советское Приднестровье", май 2011г.
_____________________________________________________________________