Главная
 


     Дорогие друзья!
Ассоциация литераторов Бессарабии "Буджак" приветствует Вас!

 

АЛБ "Буджак" -

      это общественная культурологическая  организация. Область деятельности - культура, культурология, литература, журналистика, краеведение, социология  и др.   Сохранение и популяризация культурно-исторического наследия Белгорода -Днестровского и края. Развитие и популяризация современного авторского творчества в области литературы, музыки, художественных и других искусств. Активное участие в общественной жизни города, региона, края, страны и мира.
 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛБ "Буджак"

 
Идея о создании более сильной организациив Белгороде-Днестровском и его регионе на базе горрайонной литературной студии возникла в сентябре 1989г., в перестроечное время.
 
   По предложению поэта Павла Антонова-Днестрова и старейшего члена литстудии Аллы Теофиловны Лозовской, были проведены консультации с двумя другими представителями Белгород-Днестровской литстудии – председателем ЛС, писателем-прозаиком Ильёй Кабацы и старейшим её участником, экс-председателем писателем Дмитрием Вицукаевым. На совещании четырёх было решено заняться созданием такой организации. Остальные члены литстудии, на очередном заседании в сентябре того года, основным большинством, поддержали эту идею.
    В то перестроечное время, в нашем городе активно стали возникать общественные организации. Уже были созданы местные отделения «Мемориала», «Народного руха Украины», «Общества афганцев» и др. Рассказали об этой идее писателю краеведу Владиславу Мисюку, журналисту Борису Устименко, земляку писателю Кириллу Ковальджи, позвонили Павлу Наниеву в Киев.
    Все они с неподдельным интересом отнеслись к этой идее и, безусловно, поддержали её. Павел Наниев в телефонном разговоре посоветовал поскорее приехать в Киев и обратиться с нашей идеей к ныне Герою Украины, писателю Юрию Мушкетику (29.03.1929-06.06.2019гг.),
 



возглавлявшему тогда Союз писателей Украины за поддержкой. «Я думаю он поддержит» - сказал П.Наниев. Однако, дальнейшие события, развал Советского Союза, всеобщий хаос отодвинули эту поездку до лета 2000г.
    В августе 2000г. Павел Антонов и Илья Кабацы поехали к Павлу Наниеву в Киев по этому вопросу. Были там радушно приняты и представлены одному из друзей, а именно Ю.Мушкетику. Встреча состоялась в особняке Союза писателей на ул. Банковой. Во время доверительной беседы и обмена мнениями о создании новой общественной организации Ю.Мушкетик авторитетно предложил назвать её Ассоциацией местных белгород-днестровских литераторов.
 Павел Антонов поправил:
 - А давайте назовём её Ассоциацией литераторов Бессарабии  «Буджак»!?
 - Всё ж давайте называть на государственном украинском языке, - мы же живём в     
    Украине! -  заметил Мушкетик.
Так летом, 17 августа 2000г. коллегиальным решением, в Киеве родилась Ассоциация литераторов Бессарабии «Буджак».
На прощание Мушкетик сказал:
 - В нас, хлопці, як раз зараз є рішення про розповсюдження та створення письменницьких организацїй в регіонах, для популярізації державної мови та літеруторної діяльності. Щиро бажаю Вам успіхів!». Ми простились.
    31 августа 2000г. общественная организация Ассоциация литераторов Бессарабии «Буджак» регистрируется Белгород-Днестровским исполкомом, свидетельство за №75/610. А 10 октября 2000г. АЛБ «Буджак» была зарегистрирована в г. Одессе в Государственном комитете статистики Украины, свидетельство за №07. После чего получила официальную регистрацию в Союзе писателей Украины.
    В дальнейшем Ильёй Кабацы были предприняты небезуспешные попытки объединения литературных сил всей Бессарабии под знамёна нашей организации. Были налажены контакты с литобъединениями Арциза, Измаила, Рени, Килии и др. городов и районов Бессарабии. Были изданы четыре литературных альманаха "Литературная Бессарабия" (1998, 1999, 2001, 2005гг.). Начались творческие обмены между ЛитО райцентров.
   В 2000г. на Затоке был проведён I-й, и пока единственный литературный общебессарабский фестиваль "Буджакские зори".  К сожалению, в дальнейшем,  из-за полнейшего прекращения помощи от госдарства, болезни И.Кабацы и дальнейшего ухудшения политико-эклномического положения в Украине, в целом, и в её Бессарабском регионе, в частности, развитие идеи пошло на убыль.
    В 2008г. при председателе И.Параденко АЛБ «Буджак» была перерегистрирована согласно новым требованиям законодательства.
    В настоящее время, благодаря активной работе нынешнего руководства значимость, влияние и деятельность получили новый толчок. Однако без серьёзной государственной поддержки такую работу проводить весьма затруднительно.
    На  сегоднешний день, как и ранее, основной задачей правления АЛБ, - это поддержка на творческом и организационном уровне деятельности АЛБ "Буджак", поиски помощи в финансировании, планирование работы на перспективу.
 
Историческую справку составил один из учредителей АЛБ «Буджак», председатель литературной студии «Дністровські джерела» (2000-2014гг.) 

Павел АНТОНОВ-ДНЕСТРОВ  
АЛБ «Буджак», 29 ноября 2011г.
 

 






 

ДОПОЛНЕНИЕ:           

 
  История нашей общественной культурно-просветительской организации ведёт своё начало с 1946г. прошлого века. 
 
          Литературная ячейка в Белгороде-Днестровском появилась сразу после Великой Отечественной войны 1941-1945гг...
  • В 1946г. Кирилом Ковальджи была написана поэма „Белая крепость”. По оценке автора это была чисто ученическая  проба пера  (в то время К.Ковальджи учился в 9-том классе). Только в 1994г. поэма была напечатана в городском альманахе „Днестровская волна”.
  • С 1965г. ЛС базируется в Доме офицеров Белгород- Днестровского гарнизона.
  • На то время ее членами были такие писатели и поэты, как Павел Наниев, Кирилл Ковальджи, Борис Мисюк, Иван Краснов, Владислав Мисюк и др..      
      В последующем все они стали профессиональными писателями.  
Закончили Литературный институт им.Горького в Москве и разъехались по городам прежнего Советского союза.
      П.Наниев – в Киев,  К.Ковальджи – в Москву, И.Краснов – в Красноярск, Б.Мисюк во Владивосток, В.Мисюк остался жить в Белгороде-Днестровском.
  • Одними из первых членов ЛС также были Петр Козлов, Михаил Самарцев, Николай Тучин, Дмитрий Вицукаев, Мария Тарапова.
     Работал над своим романом „Трижды проданная” П.Наниев,  печатались в газетах стихотворения М.Тучина, Д.Вицукаева и других.
  • В 1965г. в Одесском издательстве „Маяк” вышел сборник  очерков П.Наниева, а затем также два сборника Д.Вицукаева (1966 и 1968гг.). Печатались наши авторы и в периодике.
  • В конце 70-х в студию  пришли новые творческие люди,- это: Вячеслав Гульчак, Павел Антонив, Ольга Хорощенко, Георгий Годлевский, Любовь Сенекина, Илья Кабацы, Алла Лозовская, Амалия Аракелян, Ернст Клементьев,  и другие.
     В те годы ЛС базировалась и проводила свои собрания в библиотеке  при Доме офицеров, при активном содействии заведующей библиотекой Людмилой Феоктистовной  Ширкевич.
     Людмила Феоктистивна Ширкевич  была истинным энтузиастом литературного дела внашем городе и районе. Благодаря которой, ЛС успешно и творчески работала и  развивалась в направлении создания литературы родного края.
    Людмила Феоктистовна, в основном, занималась организационной работой  ЛС – это встречи литераторов с учениками школ, училищ, с военнослужащими, и тому подобное. Осуществляла искреннюю поддержку молодым, начинающим авторам.
       Поэтесса О. Хорощенко посвятила этой удивительной женщине и специалисту, энтузиасту литературного творчества песню на отъезд в Беларусь, в  Минск.  
 

       ПРОЩАЛЬНАЯ
 

Энтузиасту литературного творчества
Белгорода-Днестровского
Людмиле Феоктистовне Ширкевич  
Посвящается  

                         1.
Людмила Феоктистовна! -
                                             Прощаемся мы с Вами...
И смотрит осень пристально горящими глазами.
Спасибо Вам за теплоту, – очаг наш будет светел, -
Прощальных песен листья вдаль уносит глупый ветер...
               Припев:
       До свиданья, до свиданья, – не могу сказать                 
                                                                            прощай.
       Эта песня, как посланье разнопёрых птичьих стай.
       Верить хочется,  слетимся к Вам на ясный огонёк
       И в сонетах заискримся из талантливейших строк.
                          2.
А впереди не лёгкие, штормящие дороги...
И передышки крохкие остались за порогом.
Но знать не будет, труден путь и через расстоянье,
Когда друзья нам вслед вздохнут: -
                                              «До скорого свиданья!».
Припев.
                                     
Ольга ХОРОЩЕНКО, 1990г.
 

 






 
  •  
  • Во время перестройки поднялся вопрос об издании своего  литературного журнала. Таким журналом стал журнал „Днестровская волна” первое издание которого состоялось в 1991 году  под общей редакцией Д.Вицукаєва. В следующие годы вышло еще три издания  журнала.
     Появление этого журнала стало добрым стимулом к творчеству…
      В последующиее годы издали свои книжки от одной до нескольких: Владислав Мисюк, Дмитрий Вицукаев, Михаил Самарцев, Владимир Перевалов, Борис Устименко, Илья Кабаци, Вячеслав Гульчак, Вячеслав Минав, Алла Лозовска, Татьяна Кульчицкая, Феликс Закиров.     
  • В 90-тые годы к студии присоединился поэт, певец, композитор, аранжировщик Игорь Параденко, который в последствии возглавил Музыкальную творческую лабораторию „Кредо” (МТЛ „КРЕДО”).   
 На данный момент  активное участие в работе литературного объединения принимают: Павел Антонов-Днестров, Виктор Боровец, Александр Шер, Зоя Никулина, Виктория Осадчук, Марк Сухопаров,  Валентина Полевая, Наталья Линс-Кобзева, Людмила Аврамчук, Анатолий Задорожный, Игорь Мальцев, Алексей Ступак и др.

============



К 25-летию Белгород-Днестровской литературной студии "Вдохновение" 
(Со временем переименованная в "Днiстровськi Джерела")
 

И РОЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ...


       И ВСЕ-ТАКИ увлеченный человек — особенный. 
И каждый раз приятно в этом убеждаться заново. Ну, вроде бы значит для города литературное объединение «Вдохновение» в которое  входит человек 40—50? Ну, пишут они стихи читают их  друг-другу критикуют так не позавидуешь очередному — «имениннику». И расходятся, чтобы встретиться вновь через месяц а то и два—три. Ведь не все попадают на каждое заседание объединения. Но задумывался ли кто, почему этому объединению‚ суждено долголетие? В прошлое воскресенье его участники отметили 25-летие. Я тоже(!) не могла найти ответа на этот вопрос поскольку, к сожалению, не раз была свидетелем зарождения и после короткого существования угасания литературных гостиных и салонов. Оставался лишь привкус сожаления формы  проявления духовной жизни моих земляков так непродолжительны.    
    Юбилейная встреча «Вдохновения» была чисто поэтической без обычной критической части. Выходили на сцену его участники и после короткого представления ведущей вечера Елены Ларченко немного рассказывали о себе, читали свои стихи. То что рассказывали было чисто биографическим а стихи закороткие минуты открывали о них больше чем порой узнаешь за годы знакомства. Таково свойство поззии с ее концентрацией мысли.     
    Уже закончился вечер а мне все вспоминались стихи Аллы Свиридовой о погибших и выброшенных на берег Затоки дельфинах. Было не просто жаль этих красивых и умных животных. Мучила мысль: почему мы до этого дожили? Всегда с удовольствием знакомлюсь со стихами Павла Антонова завораживают не только «кружева» его образов даже‚ ясно ощущаешь теплоту которая исходит от его стихов.     
    Когда свои стихи читала Галина Цуркан, мой сосед Эрнст Клементьев с удовлетворением — заметил: «Особенно про оленьи рога удались». Заметил, может быть потому, что за поэтическими образами этого стихотворения просвечивала сатира, которая близка самому Э. Клементьеву.     
    По его словам стихи он начал писать после песен. Помню, как долго не признавали в нем композиторских способностей (ну как это: сочиняет музыку не умея записать ее нотными знаками?). И как настойчиво он добивался своего, как вопреки предсказаниям многих освоил нотную грамоту, побывал со своими песнями на самодеятельных фестивалях в Одессе и в Киеве. С каким упрямством боролся с бюрократическими барьерами и выступал в городской и  железнодорожной больницах, в библиотеках города, в ГОВД, в гостинице «Русь», на сцене Дворца культуры... Я не могу отнести себя к поклонникам его песен исполняемых в эстрадной манере. На мой взгляд, он лучше самовыражается не со сцены, а в небольшом кругу друзей, когда поёт негромким голосом. Но его стойкость и упорство в защите собственного увлечения (и не только его) невольно вызывают уважение. И то, как он мужественно выслушивает критику.     
    Женщина есть женщина, даже если у нее, в общем-то, мужская профессия крановщика. Это думаешь, слушая стихи Любови Сенекиной. Ее слово весомо о природе, о  любви об изменчивости чувств. В стихах она утонченная даже какая-то робкая, хотя в обычной жизни куда смелее и напористее. Она в этот вечер проявила свой характер, читала, так сказать, «незапланированные» недавно написанные и еще не отшлифованные стихи.    
    Мне кажется, когда заседания объединения проходят без Амалии Аракелян - они менее интересны. Её слово весомо и поэтическое, и критическое. Не поэтому ли так охотно в этот вечер откликались авторы и по ее заказу читали стихи, пели песни. Прозвучали и ее собственные стихи, прочитанные ведущей вечера.     
    По мере того, как читались стихи, авторы сменяли друг-друга, на сцене казалось, что атмосфера в зале наполнялась повышенным поэтическим  содержанием, как электрическими разрядами. Нет не все стихи или песни были совершенными, нередко ощущались шероховатости, которые подобно порогам в реке мешали течению. Но все стихи открывали человека, будто распахивали его душу. А человек с раскрытой душой восприимчивее к добру. Рождалась на вечере атмосфера даже не дружбы, а братства. И уже слышались голоса сожаления: «Жаль, что Слава Гульчак не пришел, что Завьялов из Шабо не приехал, что Наниев сейчас живет в Киеве.     
    И только один человек не читал в тот день своих произведений, но без этого человека просто невозможна была бы жизнь литературного объединения.  Это библиотекарь библиотеки имени Горького Людмила Феоктистовна Ширкевич - бессменный руководитель объединения, его вдохновитель. Все 25 лет она неустанно собирает вокруг себя местных поэтов и прозаиков, предоставляя им возможность обменяться накопленным. И не теряет веры и интереса к делу. Она не пишет стихов, но она, как стержень литературного объединения, без которого бы оно угасло, распалось. С удивительным постоянством Людмила Феоктистовна ведет свою скромную, мало кому заметную работу: пишет приглашения на заседания, собирает вырезки из газет и фотографии, оформляет альбомы, просто поддерживает словом участников объединения, устраивает «домашние» встречи с чаем и пирожными. Я никогда не слышала от нее признания в любви к книгам к литературе. Но есть люди, которые не просто работают, а служат своему делу в самом высоком смысле. Людмила Феоктистовна из таких. Не в этом ли секрет долголетия объединения? Стихи о любви, об осени, о природе... Но почти у всех они еще и о родном крае, поэтому на вечере столь часто звучали названия: Затока и Новые Чаиры, Белгород-Днестровский и старая крепость, Шабо и Андреевка, хорошо знакомые имена улиц города, которым признавались в любви Василий Исаков, Ольга Хорощенко. Наталья Добровольская, Анатолий Мулюкин.     
    Поздравили с юбилеем участников объединения ансамбль «Боевые подруги» и заведующая отделом культуры Татьяна Гонтарева.  
   
    Альпинисты говорят, что они идут в горы потому, что они есть. А почему люди пишут стихи — потому что существует поэзия? Или потому, что она живет внутри них, созревает, просится наружу? На это каждый находит ответ сам. Но как это хорошо, когда в человеке живет поэзия. 

Елена ПАВЛЕНКО.
"Советское Приднестровье"
20 октября 1990г.












===========

Заседание Белгород-Днестровской литературной студии, библиотека Дома офицеров 80-е годы,
слева направо: верхний ряд - Михаил Самарцев, Павел Наниев, Дмитрий Вицукаев, Вячеслав Гульчак, Илья Кабацы.
нижний ряд - Ольга Хорощенко, Любовь Сенекина, зав библиотеки Людмила Ширкевич, Галина Цуркан.
===========