Ирина Рябченко-Бессараб
22.02.2020 г

Трагедия  в  Беринговом  море

 

   ПАМЯТЬ  О  ПОГИБШИХ  РЫБАКАХ            

55 лет со дня трагедии, жертвами которой стали 106 советских рыбаков

 
          В ночь с 18 на 19 января 1965 года в результате жестокого шторма  в Бристольском заливе Берингова моря затонуло четыре советских рыболовных  судна. Рыболовецкие суда Сахалинского пароходства, порт приписки г.Невельск и г. Находка, вели лов недалеко от берегов Аляски.        
       В городе Невельске,также как и везде, люди радостно встретили новый 1965 - й год. Но, к сожалению, этот новый год не принёс радости жителям этого города. Произошла трагедия. Погибло 106 рыбаков с четырёх рыболовецких судов. “  Это была Беринговоморская промысловая экспедиция.            
      11 февраля  1965 г. в газете “ Правда” появилась заметка “Соболезнование Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР.  В результате жестокого шторма, сопровождавшегося  сильными морозами до - 21 С и интенсивным обледенением, 19 января сего года погибли находившиеся на промысле  в Беринговом море средние рыболовные траулеры  “ Бокситогорск”, “ Севск”, “Себеж” и “Нахичевань.” Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражает глубокое соболезнование семьям погибших на своём посту моряков советского рыбопромыслового флота.”      
      В ночь с 18 на 19 января начался жестокий шторм, мороз, температура воздуха упала до - 30 С, ураганный ветер поднял волну в 10 баллов и отогнал льды. Ледяные поля ломались и лёд полосами и кусками шёл навстречу траулерам, что было очень опасно.Изношенные корпуса траулеров разрушались под напором льда. Способ борьбы был только один, скалывание и выбрасывание за борт льда. Такая была обстановка, которая царила на борту промысловых судов, шедших по Бристольскому заливу. Порывы ветра достигали ураганной силы до 35 м/сек., сильный шторм силой до 10 - 12 баллов с волнами в несколько метров высотой. Заливало  через борт водой, суда обледенели. Это было очень опасно, так как обледеневшие суда теряли остойчивость и могли перевернуться. Рыбаки скалывали лёд топорами, но он вновь нарастал.
      Экипажи судов отчаянно боролись с обледенением, но траулеры с каждым часом всё больше и больше теряли свою остойчивость, и уже с трудом могли противостоять качке. Лёд нарастал на глазах со скоростью 2 - 3 см в минуту (10 - 15 тонн в час). Для судов, длина которых не превышала 40 метров, а водоизмещение было не более 500 тонн, это было критически опасно.   
    Вспоминает Иван Бирюк, третий помощник капитана СРТ “Повенец”, которому удалось выстоять в эту бурю. “Мы работали без перерыва 36 часов. У многих были сильно обморожены руки и лица. Управляли судном 4 человека, остальные 22 члена экипажа скалывали лёд. Лёд нарастал на глазах, но люди с палубы не уходили.” Первым, без двадцати час, перевернулся и затонул СРТ - 423 “Бокситогорск.” Спасся только один человек Анатолий Охрименко, его перед крушением смыло волной с палубы за борт. Его подобрал траулер “Уруп”, находившийся рядом.    
    Обстоятельства гибели ещё трёх траулеров остались неустановленными. Позже стало известно, что в этом шторме погибло ещё шесть японских рыболовных судов, но подробности их гибели также были не известны. Всё население города Невельска, откуда были родом погибшие рыбаки, вышло на причал встречать вернувшиеся суда в надежде на чудо. Но чуда не произошло.Поисково - спасательные работы длились до 12 февраля, но кроме нескольких вещей погибших рыбаков, ничего не обнаружили.    
     Семьи погибших  моряков  получили новые квартиры в специально построенных домах на улице Рыбацкой, названной так в честь  невернувшихся из моря рыбаков. Об этом писал сахалинский писатель Виктор Ушаков. А вот пенсий по потере кормильцев вдовам пришлось добиваться через суд, на что ушло несколько лет.  
    Спустя два года после трагедии в 1967 году в городе Невельске установили мемориал в честь погибших рыбаков, к которому ежегодно в день трагедии возлагаются цветы.Для создания этого мемориала руководством города был специально приглашён из Москвы знаменитый скульптор Вучетич Е.В., который и создал этот мемориал. Рядом с мемориалом был установлен Вечный Огонь.      
     Наша семья жила на улице Рыбацкой. В 1966 году я пошла в первый класс школы N 4 в городе Невельске. Моим соседом по парте оказался хороший, спокойный мальчик, которого звали Серёжа Огурцов. Дома родители спросили меня : “В вашем классе учится Серёжа Огурцов?” “Да," - ответила я. - “Я сижу с ним за одной партой.” Так я узнала, что Серёжа Огурцов - сын погибшего капитана с затонувшего судна “ Нахичевань.”  
      Однажды я нашла на карте Берингово море. Оказалось, что это самое большое из дальневосточных морей, омывающих берега России. Оно расположено между двумя материками, Азией и Северной Америкой. Позже,когда мы уже учились в третьем классе, наша учительница повела нас на экскурсию к мемориалу, который находился на высоте, на сопках. На мраморных плитах были  золотыми буквами высечены имена и фамилии погибших моряков.Всего 106 человек с трёх погибших судов. Четвёртое погибшее судно “Бокситогорск” было приписано к порту Находка.    
     Возле мемориала были посажены плакучие ивы, горел Вечный Огонь. В 1979 году в г. Находка также был открыт монумент “ Плачущая мать,” посвящённый памяти погибших моряков. В 2007 году на Сахалине произошло землетрясение и мемориал в городе Невельске был разрушен. Его восстановили и перенесли на берег моря.
 
     Трагедия в Беринговом море, в результате которой погибло 4 советских судна и 6 японских судов, является одной из самых масштабных  морских катастроф прошлого века. К сожалению, для большинства советских людей, эта трагедия так и осталась неизвестной.


Ирина Рябченко-Бессараб
АЛБ "Буджак", 2020г.