Борис Устименко

 

«РОКСОЛАНА» БЕССАРАБСКОГО ХУДОЖНИКА

 

   Статья, в которой автор рассказывает об истории нашего бессарабского края. О месте, которое в давние времена называлось Калфой, и где был второй, наибольший невольничий рынок. Откуда на галерах «живой товар» отправляли за море.


   Наш сайт уже рассказывал читателям про талантливого художника Александра Макарова. Солдат, который прошел боевой путь от Сталинграда до Праги, и, не смотря на свой ​​возраст (тогда ему было 83 года), с вдохновением отдавался творчеству. После окончания работы над картиной «Воевода граф Януш Тышкевич в аккерманской тюрьме», которая с тех пор висит в кабинете мэра польского города Старогард Гданьского, художник сразу же взялся за воплощение своей давней мечты: начал работать над картиной, которую назвал «Роксолана»***...

    Более двух столетий татары разоряли украинские земли. Черным, Муравским и другими путями воины гнали в плен случалось до двухсот тысяч пленников. В Кафе невольников загоняли на галеры и вывозили в Турцию, Аравию, Египет, Алжир, т.е. во все страны арабского Магриба, который протянулся к Красному морю, в Атлантику.
    Белгородская, или ногайский, орда, заповедным полем которой для охоты на людей была Западная Украина от Подолья до Волыни и Поднестровья, сгоняла пленных на берег Черного моря. Здесь, в Буджаке, где промеж Тузловским и Алибеевским лиманами протянулась узенькая полоска земли, есть место, которое старожилы називают Калфа. (Как это название созвучно с Кафой!). Здесь и был второй, наибольший невольничий рынок. Отсюда на галерах «живой товар» тоже отправляли за море.
     Вместе с врачом Анатолием Быковым, неутомимым краеведом и исследователем истории казачества, я побывал на этом скорбном месте. Был солнечный день. Теплый ветерок гнал по воде небольшие волны. Здесь, на берегу, он нежно щекотал вихри ковыля, вбирая в себя запахи степных цветов. А нам слышались стоны и крики людей, плач женщин и детей, свист канчуков и ругань на чужом нам языке.
   - Вы только посмотрите: там, где прежде были палатки и караван-сараи до сих пор не растёт ничего, кроме полыни, - говорит мой спутник, показывая рукой на серебристые круги и прямоугольники. - Горечь плена i разлуки еще выходит из-под земли седой полынью!
  - Почему вы назвали картину «Роксолана»? - Спрашиваю художника.
  - Ведь ту девушку продано в Кафе.
  - Какая разница - Кафа, Калфа. Тысячи украинских девушек и женщин отправились навсегда в чужую землю отсюда. Вместо того чтобы жить на своей земле, быть хозяйкой в собственной хате, радостью для мужчины, мамой для хороших детишек, они должны становиться рабами и служить утешением своим хозяевам-поработителям. Непоправимый генетический ущерб был нанесён нашему народу за тот период, и его мы ощущаем до сих пор.
    Честно говоря, эта картина вызывает много чувств. Страшно, что те мотивы перекликаются и с настоящим, когда наших украиночек полно повнiсiнько в борделях Стамбула, на оранжевых плантациях Греции и Испании, в домах состоятельных итальянцев, и неизвестно где ещё​​. Трагедия генофонда продолжается.
    Это эпическое полотно. На историческую тему, подобных которому немного найдётся в украинском малярстве. В нем удивительным образом совпадает история нескольких народов: украинского, татарского, турецкого, итальянского, греческого, еврейского. Что было, то было, и пусть это останется уроком для всех, чтобы народы, наконец, научились жить в мире, согласии, и торговать не людьми, а товарами.
    И ещё хотелось бы, чтобы этот шедевр остался в Украине, а не оказался за границей, как предыдущий.

 
 
НА снимке: «Роксолана» А. Н. Макарова.

 

 

***
Роксолана или Хюррем Султан(лат. Roxolana, "Русинка"; тур. Hürrem Sultan, осман.
خرم سلطان;  * Бл. 1505[1][5] — †15 апреля 1558 [1]) — сперва наложница, а затем — жена Сулеймана I Пышного, султана Османской империи. Мать султана Селима II. настоящее имя и место происхождения неизвестны. В польской литературной традиции-Александра, в украинской — Анастасия. Вероятно, была дочерью священника Лисовского из Галицкого города Рогатина [1] [2] [3] или Подольского городка Чемеровцы [3] [4]. В 1518-1520 годах попала в татарский плен и была продана в рабство. В 1520 году оказалась в султанском гареме[1], где стала любимой женой Сулеймана И. получила новое имя Хюррем (осман.  Hürrem) и титул Хасеки султан. Родила султану 5 сыновей, а также дочь Михримах. За свой счет строила мечети, школы, караван-сараи и кухни в Стамбуле, Эдирне, Иерусалиме, Мекке и Медине. Поспособствовала восхождению на турецкий престол своего сына Селима II. воспета в литературе, изобразительном искусстве, музыке и кино.

https://vk.com/topic-82692476_30889363