Виктор Солодунов


Газета «Торнадо-пресс», 21 апреля 2016г

Зловещий предвестник Чернобыля

     К 30-летию Чернобыльской катастрофы

 

         Ядерная безопасность- свойство реакторной установки и ее систем с определенной степенью вероятности предотвращать возникновение ядерной аварии на объекте,- такова трактовка сути вопроса руководящими документами. К большому сожалению, профессионалы, в чьи руки отданы бразды эксплуатации, выполнения регламентных работ ядерных установок, иногда, идут на явные нарушения требований этой безопасности.

         Немногим читателям газеты известно о прелюдии, произошедшей на далёкой окраине Союза за 9 месяцев до аварии на Чернобыльской атомной станции. Что может быть общего между произошедшими авариями, имеющими единую заглавную букву в наименованиях местности, да в определённой степени - созвучие.

         Чудный по природе Приморский край, губа Чажма*, где расположен жилой посёлок, судоремонтный завод Военно-Морского флота и береговая техническая база для обслуживания активных зон реакторов подводных лодок Тихоокеанского флота.

          Готовясь к предстоящему выходу на боевую службу(1985г) атомная подлодка К-431 проекта 675 пришла в Чажму (пос.Шкотово-22) для плановой смены отработанной активной зоны. На тот момент операции по перегрузке и оснастке работ с активными зонами реакторов были отработаны на флоте до мельчайших подробностей, отражены в соответствующих инструкциях с учетом требований по ядерной безопасности. Перегрузка первого реактора (по регламенту предусматривающая полтора месяца) прошла в штатном режиме без особых замечаний, а вот второго... Отметим, разгильдяйство и халатность, проявившиеся в букете нарушений должностных и технологических инструкций персоналом базы началось с первых шагов (командир базы находился в отпуске, как и командир подлодки с частью экипажа). Демонтажные работы начались без присутствия главного «законодателя» - офицера Технического управления флота, отвечающего за процесс перезарядки.

         Итак, все виды работ по циклу выгрузка-погрузка производились через вырез в прочном корпусе субмарины с использованием крана и других устройств специальной плавмастерской, ошвартованной рядом. Отработанные сборки выгружены, новые ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы) смонтированы в промытые, подготовленные и проверенные ячейки. Старший офицер, начальник очередной погрузочной смены, должен был лично убедиться в чистоте поверхности корпуса реактора перед наложением уплотнительной прокладки. Чем важна установка такой простой детали как красномедная прокладка? Дело в том, прокладка должна обеспечить герметичность сборки на все время эксплуатации реактора до следующей перегрузки. Офицер, сославшись на занятость другой технологической операцией, перепоручил проверку младшему коллеге, который, похоже, не туда смотрел. Прошли доклады о полной готовности. Стрела крана осторожно опустила крышку на штатное место, начался процесс обжима крупногабаритного фланца. Не герметичность сборки проявилась при проведении гидравлических испытаний (должно выдержаться давление 250 атмосфер в течение суток).

          Как и все случающиеся большие беды, отсчёт в трагедии Чажмы начался с мелочи - огарка электрода, по недосмотру попавшего под кольцевую красномедную прокладку в комингс стыковочного узла. Это все при том, что каждый последующий этап работ сопровождался полной уборкой с применением пылесоса. И как подобный огрех мог произойти на глазах присутствующих спецов не замеченным? - скажете вы.

          Посоветовавшись,   офицеры представители от командования дивизии подлодок, корабля, плавмастерской и береговой технической базы решили крышку реактора «подорвать» повторно для проверки и устранения причины перекоса. А если надо, - заменить прокладку. Но при любой нештатной ситуации или неполадке, возникшей при перегрузке реактора, немедленно составляется акт: по кораблю, причалам, судам, заводу и ближайшему населенному пункту объявляется команда «Атом!». В спешке и создавшейся нервозности её участников указанные мероприятия не выполнили. При монтаже устройства «сухого подрыва» крышки реактора не закрепили стопор удержания компенсирующей решетки. Не закрепили потому, что не захотели срезать газорезкой (мусорить в отсеке!) нависающий металлический угольник на подволоке, мешавший этому процессу. Подъемное устройство не отцентрировали с гидроподъемниками. Вместо жёсткой сцепки с использованием четырехрожковой траверсы применили схему охвата крышки реактора стропами,- тут работы недолго, авось управимся по упрощенной схеме. Офицеры-инженеры, надо отдать им должное, правильно рассчитали безопасную высоту, на которую можно приподнять крышку для осмотра, исключающую начало цепной реакции, но не учли обстоятельства незадействованного стопора. Создавалась критическая ситуация, когда крышка, подвешенная на стреле крана, могла качнуться, приподняться от фантастически-возможного весомого внешнего воздействия. И роковой момент наступил 10 августа 1985г. Именно в эти минуты с моря в бухту на скорости 12 узлов входил катер-торпедолов, который, несмотря на сигнал ограничения хода до минимального, поднятый на брандвахте, ход не убавил. Рожденная волна качнула субмарину, качнула и плавмастерскую в разных амплитудах. Крышка реактора с системой поглотителей оказалась вздёрнутой на высоту чуть больше расчётной, реактор самопроизвольно вышел на пусковой уровень. Произошедшая цепная реакция высвободила огромное количество энергии (случился тепловой взрыв с разрушением активной зоны). На субмарине начался пожар. Выброс содержимого чрева реактора был такой мощности, что металлический «домик», установленный над разгерметизированным реакторным отсеком для защиты от непогоды и загрязнений и стрела крана испарились огненным смерчем в небесах. Мгновенно погибли 8 офицеров, 2 матроса- срочника перегрузочной смены. Позже несколько фрагментов тел погибших найдут в округе, кремируют, поместив в свинцовую капсулу, захоронят на территории могильника радиоактивных отходов. Крышка реактора весом 12 тонн со слов очевидцев взлетела примерно на высоту 1.5 км и рухнула на субмарину, разворотив её прочный корпус по ватерлинии, заодно проломила борт плавмастерской. Вовнутрь плавсредств хлынула вода. Выброшенная радиоактивная гадость накрыла смертельной пеленой гавань, завод, сопки... Первыми, без наличия соответствующих средств индивидуальной защиты, приняли на себя удар радиоактивной опасности, пожара, поступления забортной воды и включились в борьбу с ними моряки плавмастерской и малочисленной корабельной вахты.

          Благодаря мужеству моряков и команды подоспевшего буксира агонирующую подлодку чтобы не утонула у причала, обрубив аварийными топорами все береговые коммуникации, отбуксировали и выбросили на береговую отмель. Впоследствии указанную подлодку с законсервированным реакторным отсеком и ещё две ошвартованные рядом и пострадавшие (загрязненные радиацией) субмарины перевели в отдаленную закрытую бухту на отстой.

         Основную нагрузку по ликвидации последствий теплового взрыва, захоронению твёрдых радиоактивных отходов, ремонту повреждённого хранилища ТВЭЛов, могильников понесли подразделения военных строителей, силы Гражданской обороны (были тогда такие), моряки Приморской флотилии АПЛ, личный состав береговой технической базы, рабочие завода.

         Многие участники ликвидации аварии получили высокие дозы облучения. На 3-й день после аварии на берегу нашли остатки золотого обручального кольца погибшего. Исследование показало: в момент взрыва в эпицентре излучение достигало 90 тысяч рентген час.

         Материалам работы комиссии, разбиравшей причины и последствия катастрофы присвоили шифр «Сов. секретно». Может поэтому Главком ВМФ на первых порах «умудрился» скрыть правду о масштабах и последствиях аварии перед Министром обороны СССР. Как знать, учти тогда выводы комиссии по Чажме, в части касающейся, управленцы предприятий атомной энергетики СССР, возможно, не случился черный день 26 апреля 1986г.

         И в чажминской, и чернобыльской катастрофах причина была одна и та же - высококвалифицированные специалисты (пресловутый человеческий фактор) нарушали инструкции и методики, похоже, не один раз, потому что уже свыклись с обыденностью эксплуатации, обслуживания реакторов и их систем. Самоуверенно считали, что с силой атома можно обращаться вольно и на «ты». Высокие должностные лица государства замалчивали, искажали факты произошедших аварий и их предпосылок.

        Проведём параллели: изменилось что-либо сегодня? Закрытые приказы в области ядерной энергетики в ряде стран запрещают разглашать характер и конкретику нештатных (аварийных) ситуаций, возникающих на объектах. Надо понимать, для предотвращения возникновения паники среди населения в округе. Вместе с тем, указанные сведения по ядерным объектам мирного использования атома, установленным порядком немедленно должны представляться МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии).

        Неумолимо уходят из жизни ветераны-ликвидаторы аварии, десятилетия назад получившие дозы свои и букеты болезней в придачу...

        И сегодня наш низкий поклон и слова благодарности героическим землякам, кто по приказу и гражданскому долгу встал на борьбу с ликвидацией ядерных последствий Чернобыля. Пожелаем вам здоровья, благополучия и веры в то, что держава, исполнительные органы на местах будут выполнять в полном объеме обязательства по предоставлению и выплате ваших заслуженных пенсий и льгот.
 

    В. Солодунов, капитан II-го ранга.

 


 


* - Бухта Чажма — бухта на западном побережье Тихого океана. Печально известна радиационной аварией, произошедшей здесь в 1985 году при выгрузке ядерного топлива из подводной лодки.


 

счетчик посещений