История создания АЛБ "Буджак" - историческая справка  Международные связи АЛБ - благодарность Императора Японии
Гимн Белгорода-Днестровского -  один из символов города

Сегодня - Monday 21 августа -        День Стрибога. День памяти генерала Сан-Мартина в Аргентине. 21 августа в народном календаре Мирон Ветрогон. 1911 Из Лувра была похищена «Джоконда». 1940 Совершено покушение на советского политического и военного деятеля Льва Троцкого. 1957 Осуществлен запуск первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. 1968 В Чехословакию введены войска стран Варшавского Договора. Конец «Пражской весны». 1991 В Москве потерпел поражение августовский путч ГКЧП.   

Виктор Солодунов



"Слово Приднестровья", 22.08.2015г



   Воин Великой Победы
 
         Кто, если не мы, сыновья и внуки, потомки воинов-победителей в Великой Отечественной войне, будет защищать правду о героических под­вигах бойцов и командиров Красной Армии и Во­енно-Морского флота?! Дочери и сыновья, внуки и правнуки, пишите о своих родных и близких, о тех, кто в тылу и на фронте в борьбе с нацистами ковал Победу, кто дал нам право на жизнь и счастье.
         В славной когорте победителей есть и мой дядя Александр Викторович Солодунов (1902 г. - 1956 г.). 16-летним мальчишкой в разгар граж­данской войны, покинув родительский кров в Во­логде, Саша приступает к труду чернорабочим. Молодая республика нуждается в грамотных кадрах. Старательность, смышленость, рассуди­тельность паренька, одаренного острым умом и незаурядными математическими способностями, подмечают, и его переводят на работу счетоводом Губкомтруда, затем Райкомпрода. Через несколь­ко месяцев следует направление на 3-месячные учительские курсы, по окончанию которых он становится учителем сельской школы. В 18-лет­нем (!) возрасте его, обладающего выверенной жизненной позицией и организаторскими каче­ствами, назначают начальником вооружённого отряда рабочих и бывших фронтовиков г. Волог­да. Отряд (несколько десятков человек) отправля­ется на борьбу с бандитскими формированиями, действующими на Дону и Северном Кавказе. Вот скупые архивные строки: «Отряд А. Солодунова, как самостоятельно, так и совместно с эскадрона­ми милиции, ликвидировал отряды Касина в Свя-токрестовском уезде, капитана Ропота в Алексан­дровском уезде, полковника Серебрянникова в с. Султан, Керенгиреевка...» Боевые столкновения навсегда оставили юноше отметину: правое пле­чо при походке слегка поддёргивалось.
         Участник гражданской войны, он призыва­ется в ряды РККА, направляется в Артиллерийскую школу младшего командного состава, по окончанию - политрук артиллерийской батареи крепости Кронштадт. Окончив Высшее во­енно-морское училище, Александр Солодунов служил на Балтийском и Тихоокеанском флотах старшим помощником на гидрографическом судне, возглавлял лоцмейстерство. Окончив Военно-Морскую академию, в звании капитана 3-го ранга в 1940 г. он был назначен начальником Гидрографической службы Черноморского флота (контр-адмиральская должность). На плечи молодого командира ло­жится тяжёлая ответственность по подготовке навигационно-гидро-графического хозяйства Азово-Черноморского бассейна к будущей войне. Она предусматрива­ла: поддержание в безопасном состоянии воен­ных фарватеров, гидрометеорологическое обе­спечение сил флота, лоцманское сопровождение конвоев, разведку и обслуживание мест высадки десантов, координирование минных постановок, картографическое производство и т.д. В июне 1940 г. он принимает участие в присоединении Бессарабии к Советской Украине.
         Являясь заместителем начальника «Отдела обеспечения и охраны морских коммуникаций» при штабе Черноморского флота и автором разра­ботки планов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) оборонительных и наступа­тельных операций флота, он лично участвует во многих из них. Маневренные гидрографические подразделения в обязательном порядке следовали в составе головных штурмовых десантных отря­дов, в первом броске вгрызались в неприступные вражеские берега, с боем захватывали маяки и причалы, разворачивали сред­ства НГО, производили привязку и корректировку огня кораблей, артиллерийских береговых бата­рей и т.д.
         Вот один из «мирных» эпи­зодов войны. Ставкой предпи­сано: Черноморскому флоту в кратчайший срок из только что освобождённой Одессы обеспе­чить доставку горюче-смазочных материалов наступающим во­йскам 4-го Украинского фронта. Штабные флотские чины ломают головы: отправлять сухогрузные транспорты опасно, т.к. в мелко­водной части моря боевое трале­ние фарватеров не выполнялось (процесс длительный, трудоемкий), да и немец­кие субмарины ещё активны. Оригинальное ре­шение предложил капитан 1-го ранга Солодунов: транспортировать горюче-смазочные материалы в бочках и специальной таре на быстроходных мелкосидящих торпедных катерах, за которы­ми ни самолёты, ни субмарины врага охотиться не станут. Ввиду особой важности задания опе­рацию возложили на него самого. Был исполь­зован фарватер, проходящий вблизи о. Тендра, проложенный гидрографами ещё в начале 1941 г. Правда, проходил он вдали от низких берегов: береговые и плавучие ориентиры фашисты унич­тожили, акваторию нашпиговали контактными минными полями (для мелкосидящих катеров это не преграда). На время операции в его под­чинение перешла 2-я бригада торпедных катеров ЧФ (командир капитан 2-го ранга В. Проценко), которая, осваивая особенности фарватера, со­вместно с гидрографами провела тренировки на маршруте, в качестве ориентиров ограждения на скорости в 20 узлов выставила трофейные не­мецкие буйки. В тесном морском сотрудничестве гидрографов и катерников запасы топлива были доставлены в места разгрузки в нужном количе­стве. Приказ командования был выполнен в срок!
         В Днестровскую десантную операцию и ос­вобождение Бессарабии внесли свой достойный вклад моряки-гидрографы капитана 1-го ранга А. Солодунова. В ночь с 21 на 22 августа каперанг находился на командных пунктах контр-адмирала С. Горшкова и генерал-лейтенанта А. Бахтина, развёрнутых на околице Овидиополя, руководил специальной оперативной группой, осуществлял взаимодействие и координацию действий манев­ренных гидрографических подразделений, воен­но-лоцманской службы с армейскими и корабель­ными соединениями.
С приходом победного мая 1945 года война для черноморских гидрографов не закончилась: шло многократное боевое траление фарватеров и акваторий морей, восстанавливались разру­шенные до основания навигационные объекты. В 1949 г. за успешное руководство ГС ЧФ в годы во­йны и умелые действия по восстановлению без­опасности мореплавания на Черном и Азовском морях Александр Солодунов с третьего представ­ления производится в контр-адмиралы. В 1952 г. назначается начальником вновь сформированно­го Гатчинского Высшего военно-морского гидро­графического училища. Богатые знания и боевой опыт он без остатка передавал курсантам, буду­щим офицерам флота. В 1954 г. из-за тяжёлой бо­лезни выходит в отставку. За ратный труд в годы Великой Отечественной войны и в мирное время награждён орденом Ленина, тремя орденами Бо­евого Красного Знамени, орденом Нахимова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени.
За проявленную воинскую доблесть в 1975 г. земляки назвали именем адмирала Солодунова улицу в Вологде. С 1986 г. на побережье Крыма, у города Саки, маяк Солодунова освещает курсы кораблям. С 2005 г. в Одесском районе Госгидро­графии несёт службу большой гидрографический катер «О. СОЛОДУНОВ».
          Мне посчастливилось побывать на этих за­крытых объектах. Находясь на смотровой пло­щадке маяка и рассматривая с высоты 22 м разноцветные корпуса санаториев, помпезные строения частных вилл, словно игрушечные на удалении дома горожан, я восхищался своим зна­менитым дядей, его конкретными делами земны­ми. Упорно возвращая свой взор на мирный мор­ской простор, я мысленно переносился в суровые будни военного лихолетья, когда шквальные десантные операции чередовались с боевыми походами, секретными фарватерами. Разве мог предположить офицер, форсируя где-то рядом ог­ненные мили войны, что десятилетия спустя его ратные дела на века застынут в массиве башни нового маяка? И станет он земляком не только во-логжан, но и сакчан.
          Одесса... На КПП меня встретил капитан ги­дрографического судна А. Корнеев. Мы, не спе­ша, двигались по безлюдному в воскресный день причалу, осторожно находя в разговоре точки со­прикосновения. Взору предстал стремительного вида катер, с высокой белоснежной надстройкой, ошвартованный кормой к пирсу. Анатолий Ни­китович, уловив мой взгляд, спросил: «Узнаёте, Виктор Павлович?» Да, узнал по надписям, вы­полненным на украинском и английском языках. Ступил на борт и, как полагается, отдал честь флагу.   Не стесняясь присутствия капитана, поздоровался с кораблём вслух: «Здравствуй, дядя Саша!». Вмиг заиграли струны зачерствевшей души, гулко заколотилось сердце, в глазах задро­жали слезинки радости.
          Каким человеком в реальной жизни на той страшной войне был дядя Саша? В воспомина­ниях боевых побратимов красной нитью прохо­дит: «Александр Солодунов не был кабинетным командиром, он всегда находился среди людей, в самых горячих местах... Александр Викторович старался в максимальной степени сохранять лич­ный состав в боевой обстановке и не рисковать почём зря людьми».
Отступающее подразделение моряков-ги­дрографов подобрало мальчишку Н. Ковалёва, родители которого погибли в первые дни войны. Так он стал сыном Гидрографии. Впоследствии капитан 3-го ранга Н. Ковалев писал: «Я беско­нечно благодарен Александру Викторовичу за его человечность, отеческую заботу и доброту не только по отношению ко мне, мальчишке-си­роте, но и к окружающим его людям: офицерам, матросам, вольнонаёмным. Я всё это видел наяву. По настоянию и ходатайству этого замечательно­го командира в конце войны я был направлен и зачислен на учёбу в Нахимовское училище. Обе­щаю, что светлую память о нем передам своим детям и внукам...»
Такова яркая, как луч маяка, жизнь воина-мо­ряка: мальчишки-педагога, артиллериста, лоцма­на, судоводителя, наставника, гидрографа...
          К 70-летию Великой Победы на улице Волог­ды, носящей имя адмирала Солодунова, открыта мемориальная доска, посвященная Воину Побе­ды.
                                                                               
                                                                                               В. Солодунов,
капитан 2-го ранга
 

 

 


 

 
 


логотип© alb-budjak