"Слово Приднестровья", 22.08.2015г
Воин Великой Победы |
|
Кто, если не мы, сыновья и внуки, потомки воинов-победителей в Великой Отечественной войне, будет защищать правду о героических подвигах бойцов и командиров Красной Армии и Военно-Морского флота?! Дочери и сыновья, внуки и правнуки, пишите о своих родных и близких, о тех, кто в тылу и на фронте в борьбе с нацистами ковал Победу, кто дал нам право на жизнь и счастье.
В славной когорте победителей есть и мой дядя Александр Викторович Солодунов (1902 г. - 1956 г.). 16-летним мальчишкой в разгар гражданской войны, покинув родительский кров в Вологде, Саша приступает к труду чернорабочим. Молодая республика нуждается в грамотных кадрах. Старательность, смышленость, рассудительность паренька, одаренного острым умом и незаурядными математическими способностями, подмечают, и его переводят на работу счетоводом Губкомтруда, затем Райкомпрода. Через несколько месяцев следует направление на 3-месячные учительские курсы, по окончанию которых он становится учителем сельской школы. В 18-летнем (!) возрасте его, обладающего выверенной жизненной позицией и организаторскими качествами, назначают начальником вооружённого отряда рабочих и бывших фронтовиков г. Вологда. Отряд (несколько десятков человек) отправляется на борьбу с бандитскими формированиями, действующими на Дону и Северном Кавказе. Вот скупые архивные строки: «Отряд А. Солодунова, как самостоятельно, так и совместно с эскадронами милиции, ликвидировал отряды Касина в Свя-токрестовском уезде, капитана Ропота в Александровском уезде, полковника Серебрянникова в с. Султан, Керенгиреевка...» Боевые столкновения навсегда оставили юноше отметину: правое плечо при походке слегка поддёргивалось.
Участник гражданской войны, он призывается в ряды РККА, направляется в Артиллерийскую школу младшего командного состава, по окончанию - политрук артиллерийской батареи крепости Кронштадт. Окончив Высшее военно-морское училище, Александр Солодунов служил на Балтийском и Тихоокеанском флотах старшим помощником на гидрографическом судне, возглавлял лоцмейстерство. Окончив Военно-Морскую академию, в звании капитана 3-го ранга в 1940 г. он был назначен начальником Гидрографической службы Черноморского флота (контр-адмиральская должность). На плечи молодого командира ложится тяжёлая ответственность по подготовке навигационно-гидро-графического хозяйства Азово-Черноморского бассейна к будущей войне. Она предусматривала: поддержание в безопасном состоянии военных фарватеров, гидрометеорологическое обеспечение сил флота, лоцманское сопровождение конвоев, разведку и обслуживание мест высадки десантов, координирование минных постановок, картографическое производство и т.д. В июне 1940 г. он принимает участие в присоединении Бессарабии к Советской Украине.
Являясь заместителем начальника «Отдела обеспечения и охраны морских коммуникаций» при штабе Черноморского флота и автором разработки планов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) оборонительных и наступательных операций флота, он лично участвует во многих из них. Маневренные гидрографические подразделения в обязательном порядке следовали в составе головных штурмовых десантных отрядов, в первом броске вгрызались в неприступные вражеские берега, с боем захватывали маяки и причалы, разворачивали средства НГО, производили привязку и корректировку огня кораблей, артиллерийских береговых батарей и т.д.
Вот один из «мирных» эпизодов войны. Ставкой предписано: Черноморскому флоту в кратчайший срок из только что освобождённой Одессы обеспечить доставку горюче-смазочных материалов наступающим войскам 4-го Украинского фронта. Штабные флотские чины ломают головы: отправлять сухогрузные транспорты опасно, т.к. в мелководной части моря боевое траление фарватеров не выполнялось (процесс длительный, трудоемкий), да и немецкие субмарины ещё активны. Оригинальное решение предложил капитан 1-го ранга Солодунов: транспортировать горюче-смазочные материалы в бочках и специальной таре на быстроходных мелкосидящих торпедных катерах, за которыми ни самолёты, ни субмарины врага охотиться не станут. Ввиду особой важности задания операцию возложили на него самого. Был использован фарватер, проходящий вблизи о. Тендра, проложенный гидрографами ещё в начале 1941 г. Правда, проходил он вдали от низких берегов: береговые и плавучие ориентиры фашисты уничтожили, акваторию нашпиговали контактными минными полями (для мелкосидящих катеров это не преграда). На время операции в его подчинение перешла 2-я бригада торпедных катеров ЧФ (командир капитан 2-го ранга В. Проценко), которая, осваивая особенности фарватера, совместно с гидрографами провела тренировки на маршруте, в качестве ориентиров ограждения на скорости в 20 узлов выставила трофейные немецкие буйки. В тесном морском сотрудничестве гидрографов и катерников запасы топлива были доставлены в места разгрузки в нужном количестве. Приказ командования был выполнен в срок!
В Днестровскую десантную операцию и освобождение Бессарабии внесли свой достойный вклад моряки-гидрографы капитана 1-го ранга А. Солодунова. В ночь с 21 на 22 августа каперанг находился на командных пунктах контр-адмирала С. Горшкова и генерал-лейтенанта А. Бахтина, развёрнутых на околице Овидиополя, руководил специальной оперативной группой, осуществлял взаимодействие и координацию действий маневренных гидрографических подразделений, военно-лоцманской службы с армейскими и корабельными соединениями.
С приходом победного мая 1945 года война для черноморских гидрографов не закончилась: шло многократное боевое траление фарватеров и акваторий морей, восстанавливались разрушенные до основания навигационные объекты. В 1949 г. за успешное руководство ГС ЧФ в годы войны и умелые действия по восстановлению безопасности мореплавания на Черном и Азовском морях Александр Солодунов с третьего представления производится в контр-адмиралы. В 1952 г. назначается начальником вновь сформированного Гатчинского Высшего военно-морского гидрографического училища. Богатые знания и боевой опыт он без остатка передавал курсантам, будущим офицерам флота. В 1954 г. из-за тяжёлой болезни выходит в отставку. За ратный труд в годы Великой Отечественной войны и в мирное время награждён орденом Ленина, тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Нахимова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени.
За проявленную воинскую доблесть в 1975 г. земляки назвали именем адмирала Солодунова улицу в Вологде. С 1986 г. на побережье Крыма, у города Саки, маяк Солодунова освещает курсы кораблям. С 2005 г. в Одесском районе Госгидрографии несёт службу большой гидрографический катер «О. СОЛОДУНОВ».
Мне посчастливилось побывать на этих закрытых объектах. Находясь на смотровой площадке маяка и рассматривая с высоты 22 м разноцветные корпуса санаториев, помпезные строения частных вилл, словно игрушечные на удалении дома горожан, я восхищался своим знаменитым дядей, его конкретными делами земными. Упорно возвращая свой взор на мирный морской простор, я мысленно переносился в суровые будни военного лихолетья, когда шквальные десантные операции чередовались с боевыми походами, секретными фарватерами. Разве мог предположить офицер, форсируя где-то рядом огненные мили войны, что десятилетия спустя его ратные дела на века застынут в массиве башни нового маяка? И станет он земляком не только во-логжан, но и сакчан.
Одесса... На КПП меня встретил капитан гидрографического судна А. Корнеев. Мы, не спеша, двигались по безлюдному в воскресный день причалу, осторожно находя в разговоре точки соприкосновения. Взору предстал стремительного вида катер, с высокой белоснежной надстройкой, ошвартованный кормой к пирсу. Анатолий Никитович, уловив мой взгляд, спросил: «Узнаёте, Виктор Павлович?» Да, узнал по надписям, выполненным на украинском и английском языках. Ступил на борт и, как полагается, отдал честь флагу. Не стесняясь присутствия капитана, поздоровался с кораблём вслух: «Здравствуй, дядя Саша!». Вмиг заиграли струны зачерствевшей души, гулко заколотилось сердце, в глазах задрожали слезинки радости.
Каким человеком в реальной жизни на той страшной войне был дядя Саша? В воспоминаниях боевых побратимов красной нитью проходит: «Александр Солодунов не был кабинетным командиром, он всегда находился среди людей, в самых горячих местах... Александр Викторович старался в максимальной степени сохранять личный состав в боевой обстановке и не рисковать почём зря людьми».
Отступающее подразделение моряков-гидрографов подобрало мальчишку Н. Ковалёва, родители которого погибли в первые дни войны. Так он стал сыном Гидрографии. Впоследствии капитан 3-го ранга Н. Ковалев писал: «Я бесконечно благодарен Александру Викторовичу за его человечность, отеческую заботу и доброту не только по отношению ко мне, мальчишке-сироте, но и к окружающим его людям: офицерам, матросам, вольнонаёмным. Я всё это видел наяву. По настоянию и ходатайству этого замечательного командира в конце войны я был направлен и зачислен на учёбу в Нахимовское училище. Обещаю, что светлую память о нем передам своим детям и внукам...»
Такова яркая, как луч маяка, жизнь воина-моряка: мальчишки-педагога, артиллериста, лоцмана, судоводителя, наставника, гидрографа...
К 70-летию Великой Победы на улице Вологды, носящей имя адмирала Солодунова, открыта мемориальная доска, посвященная Воину Победы.
В. Солодунов, капитан 2-го ранга
В славной когорте победителей есть и мой дядя Александр Викторович Солодунов (1902 г. - 1956 г.). 16-летним мальчишкой в разгар гражданской войны, покинув родительский кров в Вологде, Саша приступает к труду чернорабочим. Молодая республика нуждается в грамотных кадрах. Старательность, смышленость, рассудительность паренька, одаренного острым умом и незаурядными математическими способностями, подмечают, и его переводят на работу счетоводом Губкомтруда, затем Райкомпрода. Через несколько месяцев следует направление на 3-месячные учительские курсы, по окончанию которых он становится учителем сельской школы. В 18-летнем (!) возрасте его, обладающего выверенной жизненной позицией и организаторскими качествами, назначают начальником вооружённого отряда рабочих и бывших фронтовиков г. Вологда. Отряд (несколько десятков человек) отправляется на борьбу с бандитскими формированиями, действующими на Дону и Северном Кавказе. Вот скупые архивные строки: «Отряд А. Солодунова, как самостоятельно, так и совместно с эскадронами милиции, ликвидировал отряды Касина в Свя-токрестовском уезде, капитана Ропота в Александровском уезде, полковника Серебрянникова в с. Султан, Керенгиреевка...» Боевые столкновения навсегда оставили юноше отметину: правое плечо при походке слегка поддёргивалось.
Участник гражданской войны, он призывается в ряды РККА, направляется в Артиллерийскую школу младшего командного состава, по окончанию - политрук артиллерийской батареи крепости Кронштадт. Окончив Высшее военно-морское училище, Александр Солодунов служил на Балтийском и Тихоокеанском флотах старшим помощником на гидрографическом судне, возглавлял лоцмейстерство. Окончив Военно-Морскую академию, в звании капитана 3-го ранга в 1940 г. он был назначен начальником Гидрографической службы Черноморского флота (контр-адмиральская должность). На плечи молодого командира ложится тяжёлая ответственность по подготовке навигационно-гидро-графического хозяйства Азово-Черноморского бассейна к будущей войне. Она предусматривала: поддержание в безопасном состоянии военных фарватеров, гидрометеорологическое обеспечение сил флота, лоцманское сопровождение конвоев, разведку и обслуживание мест высадки десантов, координирование минных постановок, картографическое производство и т.д. В июне 1940 г. он принимает участие в присоединении Бессарабии к Советской Украине.
Являясь заместителем начальника «Отдела обеспечения и охраны морских коммуникаций» при штабе Черноморского флота и автором разработки планов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) оборонительных и наступательных операций флота, он лично участвует во многих из них. Маневренные гидрографические подразделения в обязательном порядке следовали в составе головных штурмовых десантных отрядов, в первом броске вгрызались в неприступные вражеские берега, с боем захватывали маяки и причалы, разворачивали средства НГО, производили привязку и корректировку огня кораблей, артиллерийских береговых батарей и т.д.
Вот один из «мирных» эпизодов войны. Ставкой предписано: Черноморскому флоту в кратчайший срок из только что освобождённой Одессы обеспечить доставку горюче-смазочных материалов наступающим войскам 4-го Украинского фронта. Штабные флотские чины ломают головы: отправлять сухогрузные транспорты опасно, т.к. в мелководной части моря боевое траление фарватеров не выполнялось (процесс длительный, трудоемкий), да и немецкие субмарины ещё активны. Оригинальное решение предложил капитан 1-го ранга Солодунов: транспортировать горюче-смазочные материалы в бочках и специальной таре на быстроходных мелкосидящих торпедных катерах, за которыми ни самолёты, ни субмарины врага охотиться не станут. Ввиду особой важности задания операцию возложили на него самого. Был использован фарватер, проходящий вблизи о. Тендра, проложенный гидрографами ещё в начале 1941 г. Правда, проходил он вдали от низких берегов: береговые и плавучие ориентиры фашисты уничтожили, акваторию нашпиговали контактными минными полями (для мелкосидящих катеров это не преграда). На время операции в его подчинение перешла 2-я бригада торпедных катеров ЧФ (командир капитан 2-го ранга В. Проценко), которая, осваивая особенности фарватера, совместно с гидрографами провела тренировки на маршруте, в качестве ориентиров ограждения на скорости в 20 узлов выставила трофейные немецкие буйки. В тесном морском сотрудничестве гидрографов и катерников запасы топлива были доставлены в места разгрузки в нужном количестве. Приказ командования был выполнен в срок!
В Днестровскую десантную операцию и освобождение Бессарабии внесли свой достойный вклад моряки-гидрографы капитана 1-го ранга А. Солодунова. В ночь с 21 на 22 августа каперанг находился на командных пунктах контр-адмирала С. Горшкова и генерал-лейтенанта А. Бахтина, развёрнутых на околице Овидиополя, руководил специальной оперативной группой, осуществлял взаимодействие и координацию действий маневренных гидрографических подразделений, военно-лоцманской службы с армейскими и корабельными соединениями.
С приходом победного мая 1945 года война для черноморских гидрографов не закончилась: шло многократное боевое траление фарватеров и акваторий морей, восстанавливались разрушенные до основания навигационные объекты. В 1949 г. за успешное руководство ГС ЧФ в годы войны и умелые действия по восстановлению безопасности мореплавания на Черном и Азовском морях Александр Солодунов с третьего представления производится в контр-адмиралы. В 1952 г. назначается начальником вновь сформированного Гатчинского Высшего военно-морского гидрографического училища. Богатые знания и боевой опыт он без остатка передавал курсантам, будущим офицерам флота. В 1954 г. из-за тяжёлой болезни выходит в отставку. За ратный труд в годы Великой Отечественной войны и в мирное время награждён орденом Ленина, тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Нахимова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени.
За проявленную воинскую доблесть в 1975 г. земляки назвали именем адмирала Солодунова улицу в Вологде. С 1986 г. на побережье Крыма, у города Саки, маяк Солодунова освещает курсы кораблям. С 2005 г. в Одесском районе Госгидрографии несёт службу большой гидрографический катер «О. СОЛОДУНОВ».
Мне посчастливилось побывать на этих закрытых объектах. Находясь на смотровой площадке маяка и рассматривая с высоты 22 м разноцветные корпуса санаториев, помпезные строения частных вилл, словно игрушечные на удалении дома горожан, я восхищался своим знаменитым дядей, его конкретными делами земными. Упорно возвращая свой взор на мирный морской простор, я мысленно переносился в суровые будни военного лихолетья, когда шквальные десантные операции чередовались с боевыми походами, секретными фарватерами. Разве мог предположить офицер, форсируя где-то рядом огненные мили войны, что десятилетия спустя его ратные дела на века застынут в массиве башни нового маяка? И станет он земляком не только во-логжан, но и сакчан.
Одесса... На КПП меня встретил капитан гидрографического судна А. Корнеев. Мы, не спеша, двигались по безлюдному в воскресный день причалу, осторожно находя в разговоре точки соприкосновения. Взору предстал стремительного вида катер, с высокой белоснежной надстройкой, ошвартованный кормой к пирсу. Анатолий Никитович, уловив мой взгляд, спросил: «Узнаёте, Виктор Павлович?» Да, узнал по надписям, выполненным на украинском и английском языках. Ступил на борт и, как полагается, отдал честь флагу. Не стесняясь присутствия капитана, поздоровался с кораблём вслух: «Здравствуй, дядя Саша!». Вмиг заиграли струны зачерствевшей души, гулко заколотилось сердце, в глазах задрожали слезинки радости.
Каким человеком в реальной жизни на той страшной войне был дядя Саша? В воспоминаниях боевых побратимов красной нитью проходит: «Александр Солодунов не был кабинетным командиром, он всегда находился среди людей, в самых горячих местах... Александр Викторович старался в максимальной степени сохранять личный состав в боевой обстановке и не рисковать почём зря людьми».
Отступающее подразделение моряков-гидрографов подобрало мальчишку Н. Ковалёва, родители которого погибли в первые дни войны. Так он стал сыном Гидрографии. Впоследствии капитан 3-го ранга Н. Ковалев писал: «Я бесконечно благодарен Александру Викторовичу за его человечность, отеческую заботу и доброту не только по отношению ко мне, мальчишке-сироте, но и к окружающим его людям: офицерам, матросам, вольнонаёмным. Я всё это видел наяву. По настоянию и ходатайству этого замечательного командира в конце войны я был направлен и зачислен на учёбу в Нахимовское училище. Обещаю, что светлую память о нем передам своим детям и внукам...»
Такова яркая, как луч маяка, жизнь воина-моряка: мальчишки-педагога, артиллериста, лоцмана, судоводителя, наставника, гидрографа...
К 70-летию Великой Победы на улице Вологды, носящей имя адмирала Солодунова, открыта мемориальная доска, посвященная Воину Победы.
В. Солодунов, капитан 2-го ранга