"Советское Приднестровье", 16 июля 2011г. |
Я, будущий подводник, родился в первый послевоенный год на Шаганском маяке в с. Приморское. В трехлетнем возрасте лишился отца. По сих пор осталась замечательная школьная привычка - увлекаюсь исторической, мемуарной, приключенческой литературой. Активно занимался спортом, имею второй разряд по баскетболу и волейболу. Неподалёку от села располагалась погранзастава. В школе организовали отряд «Юных друзей пограничников». Раз в неделю сержанты-пограничники проводили с отрядовцами занятия по стрелковому делу, поисковым мероприятиям, физической подготовке... В 7 и 8 классах этим своеобразным отрядом руководил и я. Окончил среднюю школу с серебряной медалью.
В выборе будущей профессии сомнений не было. Моими маяками-ориентирами остаются отец-краснофлотец Балтийского флота, перенесший блокаду Ленинграда, и родной дядя - капитан 1 ранга А. Солодунов, во время Великой Отечественной войны начальник Гидрографической службы Черноморского Флота, будущий адмирал. В 1970 году окончил Высшее Военно-Морское инженерное училище им. Ф.Дзержинского в г. Ленинграде. Училище являлось «кузницей инженерных кадров» для атомного подводного флота. Дальнейшую службу проходил на Северном Флоте. Неизгладимый свет в душе оставила АПЛ с бортовым номером «К-162», именуемая «Золотой рыбкой» (по зарубежной классификации почему-то «ПАПА»), и куда молодым лейтенантом был назначен командиром электротехнической группы и командиром 3-го отсека.
|
Возвратимся в 70-е годы: Очередным походом «Рыбка» следовала в полигон боевой подготовки, свободный от кораблей в Баренцевом море, для отработки задач. Надводники акваторию уже «проутюжили». А где-то там, наверху, трудится корабль обеспечения, нас оберегают. Субмарина ещё не ощутила всех прелестей океанских просторов, а за её параметрами и следностью ведётся настоящая охота. Разведка супостата не дремлет. Тон всему скрытному и наглому задают «янки»,- роль мирового жандарма к этому обязывает.
Их подлодки регулярно засекаются у самой кромки нейтральных вод, иногда ближе. В этот раз специалисты БЧ-4 и РТС неожиданно вышли на гидроакустический контакт с неизвестным объектом. Последовал доклад акустика в центральный пост: «На траверзе правого борта слышу шумы винтов чужой подлодки!»
Резок сигнал ревуна в отсеках, из ЦП голосом продублировано: «Боевая тревога! Корабль экстренно к бою приготовить!»
Бортовые часы отсчитают десятки секунд, завершится перемещение личного состава по боевым постам, задраются переборочные двери. Выполнив полагающиеся в подобных случаях приготовления к торпедной атаке и постоянно маневрируя, «Рыбка» пойдёт на сближение, воды ведь наши - закрытый полигон. Это не значит, что в ближайшие минуту-две в адрес нарушителя будут высланы «гостинцы» в виде торпед, это, прежде всего, отработка готовности, взаимодействия всех боевых частей корабля на выполнение настоящей боевой вводной, шлифовка нормативов. Это готовность отразить вполне реальную встречную атаку чужестранца.
Командир АПЛ капитан 1 ранга Ю. Голубков, получив доклады и оценив обстановку, даёт команду операторам на поднятие уровней мощностей, что и было отработано специалистами БЧ-5. Наш командир ещё с курсантской скамьи помнил - никоим образом не позволять супостату осуществить заход себе в кормовые углы (зону акустической тени), ибо в реальном бою - это крах для корабля и экипажа.
Используя преимущество в скорости, зашли противнику в корму, чего он не ожидал, и, как выражаются профессионалы, «сели ему на хвост». Могу только предположить, как нервничал, выходил из себя КЭП чужестранки, застигнутый на горячем. Стараясь выправить ситуацию, он резкими манёврами пытался сбросить преследование и не мог понять: откуда у русских появилась такая резвая посудина и что они вытворят в следующий момент.
«Рыбка», дрожа корпусом, «проседая» на режимах циркуляции, выделывала стремительные виражи, навязывая свою волю противнику. Это была настоящая подводная карусель и как реальный момент противодействия врагу, спец наставлением не предусмотренная. В наставлении есть другой параграф: «Командир ПЛ обязан принять безотлагательные и решительные меры...». Около получаса длился поединок двух боевых АПЛ, однако, нервы нарушителя не выдержали темпа преследования. В очередном подводном витке, резко уклонившись, он на полных оборотах устремился к спасательным нейтральным водам. Это, к сожалению, не единичный подобный эпизод из службы подводников, бывали случаи и посерьёзнее.
После выполнения похода и разбора итогов на берегу, офицерскому составу довели информацию об имеемом контакте с конкретной американской АПЛ. Наиболее отличившиеся члены экипажа были надлежащим образом поощрены.
Какие ощущения испытал? Ответственность за страну, гордость за такое техническое творение - совершенство наших конструкторов и судостроителей, профессионализм и слаженность экипажа. И поскольку это было первое боевое крещение, конечно же, ощущения неповторимые и захватывающие.
В.СОЛОДУНОВ, капитан II-го ранга в отставке