Виктор Солодунов
 


"Советское Приднестровье", 16 июля 2011г.
          ПОДВОДНАЯ  КАРУСЕЛЬ

   Я, будущий подводник, родился в первый послевоенный год на Шаганском маяке в с. Приморское. В трехлетнем возрасте лишился отца. По сих пор осталась замечательная школьная привычка - увлекаюсь исторической, мемуарной, приключенческой литературой. Активно занимался спортом, имею второй разряд по баскетболу и волейболу. Неподалёку от села располагалась погранзастава. В школе организовали отряд «Юных друзей пограничников». Раз в неделю сержанты-пограничники проводили с отрядовцами занятия по стрелковому делу, поисковым мероприятиям, физической подготовке... В 7 и 8 классах этим своеобразным отрядом руководил и я. Окончил среднюю школу с серебряной медалью.
 
   В выборе будущей про­фессии сомнений не было. Моими маяками-ориентирами остаются отец-краснофлотец Балтийского флота, перенесший блокаду Ленинграда, и родной дядя - ка­питан 1 ранга А. Солодунов, во время Великой Отечественной войны начальник Гидрографи­ческой службы Черноморского Флота, будущий адмирал. В 1970 году окончил Высшее Военно-Морское инженерное училище им. Ф.Дзержинского в г. Ленингра­де. Училище являлось «кузни­цей инженерных кадров» для атомного подводного флота. Дальнейшую службу про­ходил на Северном Флоте. Не­изгладимый свет в душе оста­вила АПЛ с бортовым номером «К-162», именуемая «Золо­той рыбкой» (по зарубежной классификации почему-то «ПАПА»), и куда молодым лейтенантом был назначен ко­мандиром электротехнической группы и командиром 3-го от­сека.




 
-----     Военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского, расположенное в   здании Главного Адмиралтейства, обучает офицеров-инженеров для морской службы по специальностям: инженер-кораблестроитель, инженер-электрик, инженер-механик. История училища берет начало с 1798 года: в это время в Петербурге правнук Петра I, Император Павел I, основал Училище корабельной архитектуры, название которого много раз менялось.  
   Субмарина знаменательна тем, что впервые в мире её корпус был изготовлен из ти­танового сплава (сдана флоту в декабре 1969 г.). Это позво­лило кораблю иметь предель­ную глубину погружения 550 метров. Суммарная мощность двух атомных энергоустано­вок составили на турбинах 80 тыс.л.с., что позволило АПЛ достичь максимальной подво­дной скорости 44,7 узла (око­ло 83 км), и до настоящего времени этот рубеж никем не превзойдён. Вооружённая тор­педными аппаратами и кры­латыми ракетами подводного старта (200 м. глубины) с обыч­ными и ядерными боеголовка­ми, подлодка предназначалась для поиска и уничтожения кораблей авианосных ударных групп противника.
Возвратимся в 70-е годы: Очередным походом «Рыбка» следовала в полигон боевой подготовки, свободный от кора­блей в Баренцевом море, для отработки задач. Надводники акваторию уже «проутюжили». А где-то там, наверху, трудит­ся корабль обеспечения, нас оберегают. Субмарина ещё не ощутила всех прелестей океанских просторов, а за её параметрами и следностью ведётся настоящая охота. Раз­ведка супостата не дремлет. Тон всему скрытному и наглому задают «янки»,- роль мирового жандарма к этому обязывает.
 
    Их подлодки регулярно засе­каются у самой кромки ней­тральных вод, иногда ближе. В этот раз специалисты БЧ-4 и РТС неожиданно вышли на гидроакустический контакт с неизвестным объектом. По­следовал доклад акустика в центральный пост: «На травер­зе правого борта слышу шумы винтов чужой подлодки!»
   Резок сигнал ревуна в от­секах, из ЦП голосом проду­блировано: «Боевая тревога! Корабль экстренно к бою при­готовить!»
   Бортовые часы отсчитают десятки секунд, завершится перемещение личного состава по боевым постам, задраются переборочные двери. Выпол­нив полагающиеся в подоб­ных случаях приготовления к торпедной атаке и постоянно маневрируя, «Рыбка» пойдёт на сближение, воды ведь наши - закрытый полигон. Это не значит, что в ближайшие минуту-две в адрес нарушите­ля будут высланы «гостинцы» в виде торпед, это, прежде всего, отработка готовности, взаимодействия всех боевых частей корабля на выполнение настоящей боевой вводной, шлифовка нормативов. Это готовность отразить вполне реальную встречную атаку чу­жестранца.
   Командир АПЛ капитан 1 ранга Ю. Голубков, получив доклады и оценив обстановку, даёт команду опе­раторам на поднятие уровней мощностей, что и было отрабо­тано специалистами БЧ-5. Наш командир ещё с курсантской скамьи помнил - никоим об­разом не позволять супостату осуществить заход себе в кор­мовые углы (зону акустической тени), ибо в реальном бою - это крах для корабля и экипажа.
 
Используя преимущество в скорости, зашли противнику в корму, чего он не ожидал, и, как выражаются профес­сионалы, «сели ему на хвост». Могу только предположить, как нервничал, выходил из себя КЭП чужестранки, за­стигнутый на горячем. Стара­ясь выправить ситуацию, он резкими манёврами пытался сбросить преследование и не мог понять: откуда у русских появилась такая резвая по­судина и что они вытворят в следующий момент.
    «Рыбка», дрожа корпусом, «проседая» на режимах цир­куляции, выделывала стре­мительные виражи, навязы­вая свою волю противнику. Это была настоящая подво­дная карусель и как реаль­ный момент противодействия врагу, спец наставлением не предусмотренная. В настав­лении есть другой параграф: «Командир ПЛ обязан при­нять безотлагательные и ре­шительные меры...». Около получаса длился поединок двух боевых АПЛ, однако, нервы нарушителя не выдер­жали темпа преследования. В очередном подводном вит­ке, резко уклонившись, он на полных оборотах устремился к спасательным нейтральным водам. Это, к сожалению, не единичный подобный эпизод из службы подводников, бы­вали случаи и посерьёзнее.
    После выполнения похода и разбора итогов на берегу, офицерскому составу дове­ли информацию об имеемом контакте с конкретной амери­канской АПЛ. Наиболее от­личившиеся члены экипажа были надлежащим образом поощрены.
Какие ощущения испы­тал? Ответственность за страну, гордость за такое техническое творение - со­вершенство наших конструк­торов и судостроителей, профессионализм и слажен­ность экипажа. И поскольку это было первое боевое кре­щение, конечно же, ощуще­ния неповторимые и захва­тывающие.

                                                              В.СОЛОДУНОВ, капитан II-го ранга в отставке