Виктор Солодунов

 "Торнадо-пресс", 11.08.2011г.

Они освобождали город



 





Статья, в которой подробно описана десантная операция по форсированию Днестровского лимана в августе 1944г. - будет, безусловно, полезна  читателям, интересующимся историей освобождения Белгорода-Днестровского и края от немецко-фашистских захватчиков.
 
В свете приближающе­гося Дня освобождения го­рода Аккермана от немецко- фашистских захватчиков откроем очередную страницу далекого 1944 года.
 
      Ночная переброска через лиман 22 августа частей 46 ар­мии и подразделений морской пехоты, предусматривалась на самоходных паромах, буксирных катерах, лодках и других под­ручных средствах, не имеющих навигационных приборов. Тече­нием и встречным вражеским огнем колонны атакующих неиз­бежно могли быть разбросаны от мест десантирования, чем на­рушался принцип одновремен­ности и массированности атаки. Поэтому, тщательность и секрет­ность подготовки Днестровской операции требовала разработку моряками плана навигационно-гидрографического обеспечения. Он предусматривал: гидрогра­фическую разведку маршрутов перехода и районов десантиро­вания; геодезическое обеспече­ние боевых порядков батарей и инструментальную разведку рас­положения артиллерии врага в районе Аккермана, Шабо, гирла лимана; лоцманскую проводку основных сил.
      Решением этих задач за­нимались моряки-гидрографы Черноморского флота и Дунай­ской военной флотилии (коман­дующий ДВФ контр-адмирал С.Т.Горшков). Офицеры-гидрографы: А.Азаренок., К.Смирнов, М.Корсунский, В.Федотов, А.Квартальнов, старшины И.Бондарец, И. Лысак произве­ли рекогносцировку лимана на маршрутах и промеры на подхо­дах к пунктам, намечаемых к вы­садке, установили в необходимых местах буи. У кромки отмелей, для надежности и резервирова­ния, были выставлены шлюпки с синими огнями под наблюдени­ем краснофлотцев-гидрографов. С целью скрытности, разведка производилась только ночью, с полуглиссеров, глубины опреде­лялись наметками и ручными лотами. Для точного выхода де­сантников в назначенные пункты, на восточном берегу, в местах по­садки войск, гидрографы возвели створы светящихся знаков, даль­ность видимости огней регулиро­валась и увеличивалась по мере удаления плавсредств. Расчеты и установку створов производили офицеры-гидрографы: К. Смир­нов, М.Корсунский, М. Комаров, Д.Станкевич, А.Дубенко и личный состав манотряда.
      Соблюдение маршрутов пере­хода, включая повторные рейсы, обеспечивали военные лоцманы М.Егоров, Б.Коханов, В.Дураков, Ю.Казанцев и другие гидрографы, находящиеся на десантных средствах. Десантные отряды высаживались в районах захва­та плацдармов при поддержке артиллерии армейских подраз­делений и бронекатеров Дунай­ской военной флотилии. В ко­лоне Шабского десанта погиб командир манипуляторного пун­кта А.Антоненко.
      Обеспечение перехода бро­некатеров из Одессы и определе­ние им мест развертывания в мо­менты имитации высадки десанта с моря и прорыве в Царьградское гирло, осуществлял личный со­став 1-го манипуляторного от­ряда ст.лейтенанта  В.Штапенко, который установил на берегу со­ответствующие ориентиры, а на участках, опасных в минном отно­шении — створные огни.
      Большую помощь подразде­лениям войсковой артиллерии и кораблям флотилии оказали гидрографы, которые вместе с выполненной и размноженной фотопанорамой западного бе­рега, передали им разведанные по огневым точкам. Гидрограф В.Галюга вспоминал, что ему было предписано обеспечивать батарею ст.лейтенанта Ячменева, расположенную в районе Каролино-Бугаза. Со своих стаци­онарных артустановок противник периодически обстреливал наш берег, и в этом был его просчет. Вместе с артпланшетом, табли­цей сведения огня в одну точку, схемой мертвых пространств, он передал батарейцам координаты выявленных огневых точек. В мо­мент высадки первого эшелона десанта, ячменевцы своими зал­пами уничтожили наблюдатель­ный пункт на башне санатория, подавили много укрепточек на за­падном берегу.
      Двое суток спустя, офи­цер Галюга с подразделением краснофлотцев-гидрографов, выполняя приказ, добирался берегом моря в район Шаганы-Жебрияны, для определения координат развертывания ман-пукнтов. По пути гидрографов по­разили результаты работы ячменевцев - обилие исковерканных артустановок и развороченных пулеметных гнезд. Скольким наступающим бойцам сохранили жизнь эти выверенные залпы?
      За успешное участие в Дне­стровском десанте многие гидрографы награждены бо­евыми наградами: орденами От­ечественной войны - К.Смирнов, М.Корсунский, Д.Шейкер, Крас­ного Знамени - Ю.Казанцев, ме­далями Ушакова — старшины Ко­бозев, Дорошенко и др.
      В жаркие дни августа наш земляк, гидрограф, старший лейтенант А.Витченко, будущий капитан 2-го ранга и начальник Белгород-Днестровского рыбо­промышленного техникума, на­ходясь в Одессе (в резерве на­чальника ГС ЧФ) сокрушался: ему отказано на участие в операции по освобождению Аккермана. А ведь в 1940 году лейтенант Витченко принимал непосредствен­ное участие в присоединении Бессарабии к Украине, и где работал в совместной комиссии в г. Аккермане. На этот раз ему предписывалось: в составе группы военных лоцманов А.Горошкова, К.Пелиха, Д.Алашева, Н.Дорохова, В.Дуракова совместно с отряда­ми торпедных и броневых кате­ров быть готовыми к броску на Жебрияны, овладению гирлами Дуная, захвату портов Румынии. Шли последние приготовления, ожидали боевой приказ.
      После овладения Аккерманом, моряки-десантники действовали стремительно. Уже 24 августа, корабельный десант занял Же­брияны и Килийское гирло. Про­водку десанта через минные поля осуществляли лоцманы Горошков и Пелих. Проводку бронекатеров и форсирование Потаповского гирла Дуная осуществил лоцман Дураков, за что получил орден Красного Знамени. 26 августа корабельный десант, ведомый офицерами Витченко и Алаше-вым, занял порт Констанцу. Ввел их в порт лоцман, ст. лейтенант Витченко. 7 сентября Алексей Григорьевич принял обязанности начальника Констанского гидро­графического района.
      Общее руководство действия­ми маневренных гидрографиче­ского и манипуляторных отрядов, военно-лоцманского пункта м взаимодействие с армейскими и корабельными соединениями при форсировании Днестровского ли­мана, Дунайских рукавов, закан­чивая захватом портов Румынии и Болгарии, осуществляли капитаны 1-го ранга А.Солодунов — началь­ник гидрографической службы Черноморского флота и Ю.Коваль — главный штурман флота.
 
В.СОЛОДУНОВ, КАПИТАН 2-ГО РАНГА В ОТСТАВКЕ