Виктор Солодунов


 

Газета "Торнадо-пресс", 19.03.2015г.

 

 

         О МОРСКИХ ТРАДИЦИЯХ и РИТУАЛАХ

 

                19 марта ДЕНЬ ПОДВОДНИКА! Вас, земляков, живых раритетов-подводников дизель-электрических и атомных субмарин прошедшей советской эпохи искренне поздравляю профессиональным праздником, желаю удачи, счастья, здоровья, радостных событий и, как всегда, курс выверенным держать! Ностальгия, навеянная воспоминаниями о традициях, истории флота и службе морской, подобна звучащей песне, из которой слова не выбрасывают.

                Море- стихия, капризная и необузданная, диктующая свои правила морякам, нашедшим отражение в вековых традициях, проявляющихся в ритуалах, суевериях и предрассудках. Даже сегодня, в век сплошной автоматизации и компьютеризации процессов на кораблях, моряки стараются эти правила соблюдать, или намеренно, иногда, пренебрегать, о чём поведаю.

               Давняя традиция отмечать «Праздник Нептуна». Когда корабль впервые пересекает экватор, все члены экипажа, невзирая на должности и ранги, проходят процесс «крещения морем». У моряков гражданского и военного флота этот праздник особо чтим и любим. По режиссуре он театрализован, величав, красив.

               Подъём Военно-Морского флага- один из самых торжественных ритуалов на флоте. В 8 часов утра весь экипаж выстраивается на верхней палубе. Раздаётся команда: «На флаг и гюйс смирно! Флаг и гюйс поднять!»- так поднимается вверх символ нахождения корабля в боевом строю; поднимается и гюйс- носовой флаг. Военнослужащие при входе и сходе с корабля отдают честь Военно-морскому флагу. Вечером, по заходу солнца, флаги спускаются.

              В последние время в военном флоте возобновился ритуал «купания» кортиков молодыми офицерами, выпускниками военных учебных заведений. Когда в ёмкость, заполненную шампанским, опускают охапку клинков холодного оружия. Считается, что обладателей таких кортиков, принявших глоток шампанского из чаши, обойдут стороною ЧП, их дружба будет крепка, а удача в служебном росте будет обеспечена сполна.

             В Центральном Военно-Морском музее Санкт-Петербурга, музеях заводов- строителей хранятся закладные доски кораблей, иногда горлышки от традиционных бутылок шампанского, которые разбивает по традиции «крестная мать» во время спуска корабля на воду. Обычай освящения рождения нового корабля зародился в древности с желанием заслужить милость богов. Первоначально для процедуры приносили в жертву людей. Гордые викинги укладывали под сходящий на воду киль плавсредства связанных невольников. Мореходы Востока и Средиземноморья тоже проявляли жестокость-кропили борта судна кровью зарезанных красивых девушек- рабынь. В средние века дикие обряды заменили вином, когда о форштевень судна стали разбивать бутылку вина. Особый шарм в ритуал внесли французы. С их подачи и примера начали использовать бутылку шампанского. Торжественно и красиво. Церемония с шампанским символизирует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной, о чём в своё время рифмовали поэты стихи.

           К большому сожалению, отдельные традиции флота писаны кровью. При спуске АПЛ К-19 нарушили традицию: ритуал вхождения корабля в воду исполняла не «крестная мать», как принято, а главный инженер-механик субмарины. Брошенная о бронзовые лопасти гребного винта бутылка шампанского целёхонькой осталась. Присутствующие на церемонии заводчане ахнули от неожиданности. Вот вам и плохая примета! С «рождения» это был несчастливый корабль. Ещё при строительстве в 1959г. погибло двое рабочих при оклейке пробковой крошкой изнутри прочного корпуса. В ночную смену задохнулись в ядовитых парах 6 женщин-монтажниц при оклейке резиной внутри корабельных цистерн (оба случая- нарушение техники безопасности). В 1961г. во время боевой службы на субмарине произошёл разрыв 1-го контура реактора. При ликвидации аварии облучились большими дозами и погибли 8 подводников. В 1969г. произошло подводное столкновение с американкой «Гэтоу», производившей слежение в— территориальных водах Баренцева моря за нашими кораблями. Оба атомохода получили значительные повреждения. Хорошо, что обошлось без гибели личного состава. В 1971г. из-за разрыва трубопровода системы рулевой гидравлики в концевом отсеке субмарины произошёл пожар на глубине 120м., в огненном смерче погибло 30 подводников.

            Всем известный пассажирский лайнер «Титаник», спущенный на воду в 1911г., не прошел традиционного обряда «крещения». Устроители спуска судна посчитали не обязательным включать оный ритуал в торжество праздника. В 1912г. лайнер погибнет в Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

            В Российском флоте, как и других флотах мира, есть добрая традиция называть надводные корабли именами знаменитых флотоводцев. Однако, четыре из семи кораблей, носящих имя адмирала П.Нахимова, в разное время погибли с людьми.

            Во Французском флоте с момента зарождения подводных сил существовала интересная традиция в наименовании новых субмарин именем «Эвридика». Суть мифа: мифическая дриада Эвридика не смогла выйти из царства мёртвых за своим женихом Орфеем. В разное время было произведено четыре наименования субмарин. Все четыре подлодки с экипажами погибнут на глубинах при невыясненных обстоятельствах (последняя в 1970г.). Словно какая-то неведомая сила предупреждает: люди, не рискуйте, обходите грабли стороною, не давайте впредь кораблям подобных наименований.

            Со времён парусного флота свистеть на корабле считается дурной приметой, ибо это прерогатива чертей. Свистеть- этим накликаешь шторм. В корабельных журналах прошедших столетий зафиксированы случаи, когда упрямых свистунов на ходу судна выбрасывали за борт, как вредный балласт. Во многих флотах мира исключением являлась «боцманская дудка-свисток» и команда «свистать всех наверх!», известных из захватывающих повествований маринистов. Здесь, что ни слово, то волнующая романтика моря: бриг, ощетинившийся упругими белыми парусами сказочной птицей летящий по волнам, молодцеватый и бравый вахтенный офицер в подзорную трубу осматривающий горизонт и появившееся подозрительное облачко, на глазах разбухающее в темную тучу, словно на дрожжах. Жди шквала и свирепой волны. С мостика следует команда: «Унтер-офицерам к люкам!». Через мгновение зальются в свисте дудки : «Свистать всех наверх! Рифы брать!». Раздаётся зычный голос офицера: «Всех наверх! Рифы брать!». Дружный топот встревожит палубу, в считанные секунды на реях мачт площадь парусов заметно уменьшится и кораблю не грозит опасность внезапно налетевшего шквала. Это целая эпоха, когда боцманская дудка являлась составной частью многих церемоний: вызова фалрепных, выдача чарки к обеду, подъёма и спуска флага и т.д. Когда в обеденный час, по команде пить вино и обедать,- зальются в свисте дудки боцманматов и потянется живая очередь моряков к ендове. Даже в 40-50г. прошлого века в Военно-морском флоте СССР для надводных кораблей действовало Положение «Сигналы на морской дудке», которое сохранило добрую традицию дублировать подаваемые вахтенными начальниками команды: побудка личного состава, приём пищи, аврал, сбор (все наверх!)...

          На подводных лодках «дудку» заменила колоколо-ревунная сигнализация. Вот как бывает в службе: не каждый подводник походит на предельных глубинах погружения (современные субмарины- несколько сотен метров). Впервые достигшие заветного Рубикона, отдают дань подводницкому ритуалу и принимают «на грудь» порцию забортной воды. Шутят с молодёжью бывалые моряки: «В каком «море-окияне» нырнёшь, из такого водички забортной попьёшь».

          О предрассудках связанных с понедельником и числом 13. Капитаны судов и кораблей под разными предлогами стараются избежать, уклониться от выхода в море в понедельник или число 13. Нарушишь, жди неудачного рейса, жди беды на борту.

           В 1978г. Л.Брежнев побывал во Владивостоке, кратковременно посетил флагман-крейсер «Адмирал Сенявин». Прибывшая позже высокопоставленная гражданская свита с целью освещения боевой подготовки, «упросила» командование Тихоокеанского флота на присутствие в показательных стрельбах этого корабля с обязательным выходом в море почему-то 13 июня. На что командир крейсера капитан 2 ранга Плахов резонно возразил о целесообразности переноса срока на последующий день. «И, вы, морские офицеры, верите в отжившие свой век байки?»- стыдил и настаивал на выходе высокопоставленный столичный гость, руководитель свиты. В аккурат, вторник, 13 июня корабль вышел в море, в полигоне приступил к стрельбам. Тут и прогремел адский взрыв в носовой башне главного калибра. Погибло 37 моряков и корреспондент газеты «Красная Звезда».

           Сентябрь 1981г. Дизельная подлодка С-178 Тихоокеанского флота вышла в море в понедельник. В вечерние часы, в надводном положении форсируя фарватер, была таранена рыболовецким рефрижератором, спешащим в район промысла. ПЛ затонула, погибло 32 подводника. Скорбные примеры можно было бы и дальше продолжать. Только, надо ли? Скептики возразят: оплошность, случайность, роковые зигзаги судьбы да мало ли что бывает в нашей жизни.

           Стоит ли осуждать бывалых моряков за их предрассудки, суеверия. Находясь на борту, отбросьте зазнайство, иногда гордыню, соблюдайте то, что проверено в веках. Не случайно, провожая корабль в море, оставшиеся на берегу, как в старину, машут руками и платочками, желают убывшим попутного ветра и семь футов под килем. Проводы морских людей в далёкий рейс тоже седая традиция, которая даёт им всем шанс на успешное возвращение домой, в родную базу.

 

В.Солодунов, капитан 2 ранга в/о

 


 

 


 

 

19 марта 2016г.

Моряки-подводники, члены Белгород-Днестровского клуба "Военмор"  отмечают 110-годовщину подводных сил.

 


 

Подлодки близнецы "Барракуда" и "Кондор" - проектов 945 и 945 А, - памятное наградное фото за добросовестную службу от командира АПЛ  капитана II-го ранга И.Воронкова.

Фото из архива Александра Копейки