"Торнадо-пресс", 24.07.14г.
|
Люди творят историю своей страны. Историю флота творят конструкторы, судостроители, матросы, старшины, офицеры, адмиралы. Для большинства мужчин, кто не миновал призыва и прошёл военную службу от А до Я, в памяти остались тёплые воспоминания о своих командирах и наставниках. Рассказ посвящен одному из них, старшему помощнику командира атомной подлодки капитану 2 ранга Виктору Ясеновенко, требовательному, справедливому и корректному человеку, с ним пересеклась на служебном пути моя офицерская молодость.
Мне нравился комплексный подход старпома в вопросах организации корабельной службы, формирования деловых и моральных качеств моряков, товарищеских взаимоотношений в экипаже: внятно, толково им ставились задачи без грома и молний. За явные срывы при несении службы осуществлял спрос, другие варианты на военном корабле не предусматривались. Его кредо - умело и достойно держал в своих руках всю организацию жизнедеятельности экипажа субмарины. Стройный, подтянутый, с иголочки одет,- он являлся образцом подражания. А чего стоили проводимые им проверки корабельных отсеков по окончанию проворачивания оружия и технических средств, результаты больших приборок. Не ленился кавторанг нагибаться, протискиваться в удалённые корабельные уголки и «шхеры», не надеялся лишь на русское «авось», убеждался лично в коллективных результатах работы, при этом, надёжным индикатором чистоты был кусок белой ветоши да ручной аварийный фонарь. Это и его заслуга: в сиянии корабля, в полном смысле слова, от надстройки до самой нижней точки трюма, хотя за всеми результатами повседневных, авральных работ стояли конкретные люди экипажа. И это непоколебимое правило, когда по отбою проведённых мероприятий, громкоговорящая корабельная связь чётким голосом старпома оглашала результаты работ с указанием конкретных подразделений, именами, успехами и недочётами.
Это был моряк действительно по Станюковичу. Много солёного пота выжал из нас, молодых лейтенантов и уже повзрослевших каплеев своими вводными, разнообразными тренировками. В вопросах борьбы за живучесть мы постигали всё практически с минимумом условностей, ибо морская глубина оплошностей, «шапкозакидательства» не прощает. Это и есть один из сегментов регулярной отработки подводников. Старпом, как и командир атомохода, и командир БЧ-5 учили, наставляли, спрашивали с офицеров, аналогичным образом, мы должны были отрабатывать со своими подчинёнными на боевых постах ситуации и приёмы борьбы за живучесть корабля.
Вот пример одной из тренировок по теме: «Осуществление связи методом перестукивания с аварийным отсеком». Кажется всё так просто, ан нет! Один из назначенных офицеров, закрыв за собой полусферическую дверь на кремальеру, оставался наедине со сводом сигналов. Каждая непроницаемая переборка отсека была снабжена с обеих сторон пластиной из нержавеющей стали, где выгравированы обозначения сигналов, которые командиры отеков должны были знать наизусть. Остальные офицеры, во главе с Ясеновенко, отстукивали по очереди своему товарищу вводные. Тот, уединённый, получив их, разобравшись в ситуации, обязан отстучать по металлической переборке «свои соображения». Поочерёдно, все офицеры отрабатывали азбуку выживания в возможной безысходной ситуации, когда на подлодке в аварийной обстановке могут полностью выйти из строя все источники электропитания, а информацию из конкретного отсека надо передать или получить. Сноровка и успех приходили не сразу. Но терпение, настойчивость старпома, дополнительные тренировки в качестве «допинга» в вечерние часы делали большое дело: по истечении времени каждый из командиров отсеков приобретал дополнительный процент уверенности в себе. Когда даже в темени, он готов действовать автономно, принимать решения и бороться с личным составом за живучесть в зависимости от степени развития ситуации. Сигналы перестукивания были чисто аварийным методом связи с водолазами или смежным аварийным отсеком: подлодка снабжена штатной колоколо-ревунной сигнализацией, громкоговорящей связью, корабельной АТС, локальными системами связи. Что похвально, на сигналы (команды), подаваемые с центрального поста колоколом или ревуном, отработанные подводники реагируют даже во сне. Вот такой физиологический расклад: даже в кратковременном подводном сне мозг продолжает фиксировать и определять сигналы - касается их исполнение тебя или нет.
Являясь первоначально опытным кораблём, наша подлодка фактически была огромной флотской лабораторией, на которой проверялись новые технологии применения и эксплуатации сплавов титана, в натуральных условиях испытывались, отрабатывались многие образцы новой военной техники и технических средств, которые по возвращении в базу монтировали заводские специалисты или представители контрагентов-поставщиков. Исходя из режимов допуска и безопасности, было заведено: весь прибывающий командировочный состав фиксировать в вахтенном журнале, где указывались допуски и реквизиты, конкретные работы, личный состав, обеспечивающий их выполнение и приёмку, время начала и окончания этапов, подачи питания, давлений, нагрузок и т.д. Капитан 2 ранга Ясеновенко, как требовательный хозяин корабля, руководствуясь требованиями безопасности, регулярно проверял аккуратность ведения корабельной документации, требовал от вахтенных офицеров и дежурных по кораблю точного до минуты, краткого по изложению событий, работ, происшествий, если кратко: что, где, кто и когда? Тем самым вырабатывал в подчинённых пунктуальность, внимательность, осмотрительность, ответственность и чёткость. С нерадивых господ офицеров, допустивших оплошность, снимал «стружку» по отработанной технологии, сообразуясь с требованиями воинских уставов.
Таким оттиснулся в памяти этот замечательный офицер, один из первых весомых наставников на пути становления меня как офицера-подводника. Он неоднократно подчёркивал нам, молодым, на занятиях, что авторитет офицеру автоматически не вручается с приказом о назначении на должность, что авторитет офицера завоёвывается в кропотливой работе с личным составом, в конкретных служебных делах и отличным знанием техники, безаварийным её обслуживанием. Он и сам в бытность молодым офицером прошёл этот путь, начав службу с дизельной субмарины, в совершенстве освоив штурманское, минно-торпедное и ракетное дело.
Стремителен дальнейший тернистый воинский путь Виктора Григорьевича. В 1972г. назначается командиром 2-го экипажа атомохода 670 проекта. Окончив Военно-морскую академию, назначается начальником штаба нашей родной 11 -й дивизии атомных подводных лодок. Закончив академию Генерального штаба, назначается командиром 33-й противолодочной дивизии атомных подлодок Северного флота. В 1982г. производится в контр-адмиралы. В последующие годы адмирал служил в Военной академии Генерального штаба старшим преподавателем, заместителем начальника кафедры оперативного искусства ВМФ, а после увольнения в отставку по состоянию здоровья,- работает старшим сотрудником научно-исследовательского центра Академии. Вот это и есть настоящая воинская карьера, когда офицер непрерывно учился, оттачивал свой командирский талант, в полной мере он его реализовал в морских походах на боевой службе.
Написал книгу «О службе подводной и научно-педагогической». Экземпляр книги с дарственной надписью, пришёл в мой адрес. Значит, ещё помнит адмирал об одном из десятков других молодых да пытливых лейтенантов, прошедших через его руки и душу, усвоивших его школу под-водницкой закалки. По происшествии десятилетий искренне ему благодарен.
Виктор СОЛОДУНОВ, КАПИТАН 2-го Ранга В/О
Контр-адмирал Виктор Ясеновенко
Русский писатель - Константин Михайлович Станюкович