История создания АЛБ "Буджак" - историческая справка  Международные связи АЛБ - благодарность Императора Японии
Гимн Белгорода-Днестровского -  один из символов города

Сегодня - Wednesday 20 сентября -  День рекрутера в России. День HR-менеджера в России. День рекрутера в России. День HR-менеджера в России. День независимости Южной Осетии. День нефтяников Азербайджана. День таможенника Беларуси. День предпринимателя Кыргызстана. День памяти преподобного Макария Оптинского. Пост перед праздником Седе. 20 сентября в народном календаре Луков день. 1378 Начало Великого раскола (или Великой схизмы) в Римско-католической церкви. 1519 Фердинанд Магеллан отправился в кругосветное путешествие. 1802 В России учреждены министерства вместо коллегий.  1862 В Новгороде открыт памятник «Тысячелетие России».  1946 Состоялось открытие первого Каннского кинофестиваля. 2002 В Афинах открылась Всемирная конференция мэров 
Виктор Солодунов
 
"Торнадо-пресс", 24.07.14г.       
 
МОРЯК ПО СТАНЮКОВИЧУ

        Люди творят историю своей страны. Историю флота творят конструкторы, судостроители, матросы, старшины, офицеры, адмиралы. Для большинства муж­чин, кто не миновал призыва и прошёл военную службу от А до Я, в памяти остались тёплые вос­поминания о своих командирах и наставниках. Рассказ посвящен одному из них, старшему помощ­нику командира атомной подлод­ки капитану 2 ранга Виктору Ясеновенко, требовательному, справедливому и корректному человеку, с ним пересеклась на служебном пути моя офицерская молодость.
    Мне нравился комплексный подход старпома в вопросах организации корабельной службы, формирова­ния деловых и моральных качеств моряков, товарищеских взаимо­отношений в экипаже: внятно, толково им ставились задачи без грома и молний. За явные срывы при несении службы осуществлял спрос, другие варианты на во­енном корабле не предусматри­вались. Его кредо - умело и до­стойно держал в своих руках всю организацию жизнедеятельности экипажа субмарины. Стройный, подтянутый, с иголочки одет,- он являлся образцом подражания. А чего стоили проводимые им проверки корабельных отсеков по окончанию проворачивания оружия и технических средств, результаты больших приборок. Не ленился кавторанг нагибать­ся, протискиваться в удалённые корабельные уголки и «шхеры», не надеялся лишь на русское «авось», убеждался лично в кол­лективных результатах работы, при этом, надёжным индикатором чистоты был кусок белой ветоши да ручной аварийный фонарь. Это и его заслуга: в сиянии ко­рабля, в полном смысле слова, от надстройки до самой нижней точ­ки трюма, хотя за всеми результатами повседневных, авральных работ стояли конкретные люди экипажа. И это непоколебимое правило, когда по отбою прове­дённых мероприятий, громкого­ворящая корабельная связь чёт­ким голосом старпома оглашала результаты работ с указанием конкретных подразделений, име­нами, успехами и недочётами.
   Это был моряк действительно по Станюковичу. Много солёно­го пота выжал из нас, молодых лейтенантов и уже повзрослев­ших каплеев своими вводными, разнообразными тренировками. В вопросах борьбы за живучесть мы постигали всё практически с минимумом условностей, ибо морская глубина оплошностей, «шапкозакидательства» не про­щает. Это и есть один из сегмен­тов регулярной отработки подво­дников. Старпом, как и командир атомохода, и командир БЧ-5 учи­ли, наставляли, спрашивали с офицеров, аналогичным образом, мы должны были отрабатывать со своими подчинёнными на боевых постах ситуации и приёмы борь­бы за живучесть корабля.
    Вот пример одной из трени­ровок по теме: «Осуществление связи методом перестукивания с аварийным отсеком». Кажется всё так просто, ан нет! Один из назначенных офицеров, закрыв за собой полусферическую дверь на кремальеру, оставался наеди­не со сводом сигналов. Каждая непроницаемая переборка отсека была снабжена с обеих сторон пластиной из нержавеющей ста­ли, где выгравированы обозна­чения сигналов, которые коман­диры отеков должны были знать наизусть. Остальные офицеры, во главе с Ясеновенко, отстуки­вали по очереди своему товари­щу вводные. Тот, уединённый, получив их, разобравшись в си­туации, обязан отстучать по ме­таллической переборке «свои соображения». Поочерёдно, все офицеры отрабатывали азбуку выживания в возможной безыс­ходной ситуации, когда на под­лодке в аварийной обстановке могут полностью выйти из строя все источники электропитания, а информацию из конкретного отсека надо передать или получить. Сноровка и успех приходили не сразу. Но терпение, настойчи­вость старпома, дополнительные тренировки в качестве «допинга» в вечерние часы делали большое дело: по истечении времени каж­дый из командиров отсеков при­обретал дополнительный процент уверенности в себе. Когда даже в темени, он готов действовать автономно, принимать решения и бороться с личным составом за живучесть в зависимости от степени развития ситуации. Сиг­налы перестукивания были чисто аварийным методом связи с во­долазами или смежным аварий­ным отсеком: подлодка снабже­на штатной колоколо-ревунной сигнализацией, громкоговорящей связью, корабельной АТС, ло­кальными системами связи. Что похвально, на сигналы (коман­ды), подаваемые с центрального поста колоколом или ревуном, отработанные подводники реа­гируют даже во сне. Вот такой физиологический расклад: даже в кратковременном подводном сне мозг продолжает фиксировать и определять сигналы - касается их исполнение тебя или нет.
    Являясь первоначально опыт­ным кораблём, наша подлодка фактически была огромной флот­ской лабораторией, на которой проверялись новые техноло­гии применения и эксплуатации сплавов титана, в натуральных условиях испытывались, отраба­тывались многие образцы новой военной техники и технических средств, которые по возвращении в базу монтировали заводские специалисты или представители контрагентов-поставщиков. Ис­ходя из режимов допуска и без­опасности, было заведено: весь прибывающий командировочный состав фиксировать в вахтенном журнале, где указывались допуски и реквизиты, конкретные работы, личный состав, обеспечивающий их выполнение и приёмку, время начала и окончания этапов, пода­чи питания, давлений, нагрузок и т.д. Капитан 2 ранга Ясеновенко, как требовательный хозяин ко­рабля, руководствуясь требова­ниями   безопасности,   регулярно проверял аккуратность ведения корабельной документации, тре­бовал от вахтенных офицеров и дежурных по кораблю точного до минуты, краткого по изложению событий, работ, происшествий, если кратко: что, где, кто и когда? Тем самым вырабатывал в под­чинённых пунктуальность, вни­мательность, осмотрительность, ответственность и чёткость. С нерадивых господ офицеров, до­пустивших оплошность, снимал «стружку» по отработанной техно­логии, сообразуясь с требования­ми воинских уставов.
    Таким оттиснулся в памя­ти этот замечательный офицер, один из первых весомых настав­ников на пути становления меня как офицера-подводника. Он не­однократно подчёркивал нам, молодым, на занятиях, что авто­ритет офицеру автоматически не вручается с приказом о назначе­нии на должность, что авторитет офицера завоёвывается в кропот­ливой работе с личным составом, в конкретных служебных делах и отличным знанием техники, беза­варийным её обслуживанием. Он и сам в бытность молодым офи­цером прошёл этот путь, начав службу с дизельной субмарины, в совершенстве освоив штурман­ское, минно-торпедное и ракет­ное дело.
   Стремителен дальнейший тернистый воинский путь Виктора Григорьевича. В 1972г. назнача­ется   командиром   2-го   экипажа атомохода 670 проекта. Окон­чив Военно-морскую академию, назначается начальником шта­ба нашей родной 11 -й дивизии атомных подводных лодок. За­кончив академию Генерального штаба, назначается командиром 33-й противолодочной дивизии атомных подлодок Северного флота. В 1982г. производится в контр-адмиралы. В последующие годы адмирал служил в Военной академии Генерального штаба старшим преподавателем, за­местителем начальника кафедры оперативного искусства ВМФ, а после увольнения в отставку по состоянию здоровья,- работает старшим сотрудником научно-исследовательского центра Ака­демии. Вот это и есть настоящая воинская карьера, когда офицер непрерывно учился, оттачивал свой командирский талант, в пол­ной мере он его реализовал в морских походах на боевой служ­бе.
    Написал книгу «О службе под­водной и научно-педагогической». Экземпляр книги с дарственной надписью, пришёл в мой адрес. Значит, ещё помнит адмирал об одном из десятков других моло­дых да пытливых лейтенантов, прошедших через его руки и душу, усвоивших его школу под-водницкой закалки. По происше­ствии десятилетий искренне ему благодарен.
 
Виктор СОЛОДУНОВ, КАПИТАН 2-го Ранга В/О
 




Контр-адмирал Виктор Ясеновенко
 

Русский писатель -  Константин Михайлович Станюкович

       

 
 
 
 


логотип© alb-budjak