История создания АЛБ "Буджак" - историческая справка  Международные связи АЛБ - благодарность Императора Японии
Гимн Белгорода-Днестровского -  один из символов города
Сегодня - Thursday - 27  апреля 2017 г    Международный день ветеринарного врача. Всемирный день породненных городов. Антипасха — Фомино воскресенье. В народном календаре Мартын Лисогон. День российского парламентаризма Праздники России. День спецчастей ВВ МВД России. В 1961г основан Советский фонд мира. В 1965 в США запатентованы подгузники «Памперс».  

Виктор Солодунов


 

Газета «Слово Приднестровья»,17 марта 2016г.

 

 

ЛЮДИ, КОРАБЛИ, СУДЬБЫ...

 

 

 

О, море, море! Порою жестоко перекрещиваешь судьбы и курсы людей, кораблей.

 

     В 1917г. Морское ведомство приобрело в Канаде подлодку, вошедшую в состав Черноморского флота (ЧФ) как «АГ-21», имевшей 4 торпедные аппарата, (глубина погружения 50м). В разгар Гражданской войны удирающие интервенты по злобе затопили ПЛ вблизи Балаклавы. В 1928г. силами ЭПРОН она была поднята, отремонтирована, вошла в состав ЧФ как «Металлист». В 1931г. участвуя в учениях, при всплытии, была таранена атакующим эсминцем и затонула. Учения тут же прервали. По истечении 2-х суток непрерывных спасательных работ, используя помощь водолазов и синхронную работу 4-х плавкранов, субмарину подняли на поверхность моря. Все это время из дизельного отсека раздавались слабые удары по корпусу, значит, в воздушной подушке оставались живые подводники. После завершения спасательных работ стало известно, что старшина команды мотористов Василий НИЖНИЙ в момент аварии не растерялся, организовал борьбу за живучесть в отсеке. Личным примером и морально поддерживал людей. Находясь по шею в воде, в кромешной тьме, ему приходилось применять физическую силу для отрыва с трапа сходивших с ума от полученного стресса молодых моряков, пытавшихся открыть кормовой входной люк, который открывался не в верхнем, как это принято во всех флотах, а в НИЖНЕМ положении (совпадение, судьба?). Это он нашел силы и отдраил спасательный люк уже после всплытия. Спаслись 3 подводника. Герой получил именные часы от Наркома ВМФ.

      В 1942г. уже под шифром «Л-5», находясь на боевой позиции вблизи Одессы, выбрав автономность, взяв курс домой субмарина подорвалась на вражеской мине и затонула в 3-й раз. Экипаж включился в борьбу по заделке пробоин, за спасение. Ночью подлодке удалось подвсплыть на поверхность. Лопасти винта оказались погнуты, носовые рули «обрезаны» силой взрыва, вертикальный руль заклинило в обшивке корпуса. Поочередно ныряя, подводники кувалдами и аварийными топорами рубили кромки бронзовых винтов, восстанавливали руль. В изнурительной работе проявил свою смекалку и выносливость старшина Нижний. Лишь на 10-е сутки борьбы за живучесть ПЛ смогла дать самый малый ход, самостоятельно дошла до родных берегов. Спаслись все подводники.

     Так как срок автономности истек, командование издало приказ о гибели корабля. Похоронки разлетелись по адресам. Слава богу, страшные уведомления для родных на этот раз оказались ошибочными. Мичмана Нижнего перевели на ПЛ «Щ-2», и снова боевые походы. На исходе 20-го века этот богатырь в тельняшке пережил всех своих сослуживцев по службе на «АГ-21». За боевые заслуги награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА!

Вторая половина 20-го века, бурное строительство атомных субмарин. Наш земляк Александр Михайлович Копейка, житель с. Бритовка, 1967 года рождения после учебы в СШ №4 поступает и успешно заканчивает Б-Днестровский сельскохозяйственный техникум (специализация техник-строитель). Школа и техникум могут и должны гордиться своим питомцем. В 1986г. Саша призывается на флот, направляется в Севастопольский учебный отряд подводного плавания. Пройдя основательную теоретическую и практическую подготовку, он получил специальность радиотелеграфиста, распределился на Северный флот в экипаж АПЛ «К-278», известной читателям как «Комсомолец». Многие офицеры и мичманы мечтали попасть служить в экипаж этой самой современной глубоководной атомарины мира, исполненной в титановом корпусе (6 торпедных аппаратов, рабочая глубина погружения 1000м, предельная 1250м).

     С первых шагов воинской службы молодой моряк проявил себя исполнительным, инициативным, грамотным специалистом, надежным и ответственным товарищем. В 1988г Александр производится в мичманы, морская служба по всем параметрам ему по душе. А молодая жизнь наполнена мечтами.

     7 апреля 1989г., возвращаясь с боевой службы в Атлантике, в Норвежском море в
подводном положении их субмарина терпит аварию. Из-за бурного пожара, возникшего в
кормовом 7 отсеке не поддающемуся локализации, лавинообразно выходят из строя
фидеры корабельных электросетей, сбрасывается аварийная защита реактора. АПЛ теряет
ход, всплывает на поверхность моря. Личный состав борется за живучесть. Сила пламени
разрушает магистраль воздуха высокого давления (ВВД), плавятся кабели, переборочные
и забортные сальниковые устройства... В корпус корабля поступает забортная вода. Резко
возрастает дифферент на корму и крен на правый борт.

     По команде командира капитана 1 ранга Е.Ванина обожженные, задыхающиеся от едкой гари моряки, одетые в легкую одежду «РБ» сосредотачиваются в надстройке субмарины. Начинается эвакуация с терпящей бедствие подлодки. Первый неудачно сброшенный аварийный плот переворачивается волнами и уносится течением. Второй плот заарканили удачно, люди с надстройки прыгают в студеные волны. Александр Копейка покидал мостик в числе последних моряков. Осмотревшись еще раз вокруг, захлопнул верхний рубочный люк, ведущий в спасательную камеру. Отработанными гребками достиг спасательного плотика, который был забит подводниками под самую «завязку». Часть моряков находилась в воде, удерживаясь за страховочный линь, закреплённый вокруг плота. Подплывающие люди цеплялись за одежу, за свисающие конечности «счастливчиков» на плоту, поддерживали друг друга.

     Александр с болью вспоминает: «Волнение моря усилилось, на перегруженном плотике людей заливало с головой. Наш любимый корабль агонировал в 2-х десятков метров от плотика. Его кормовая надстройка окутана паром. Это врывающийся из баллонов воздух высокого давления раздувал пожар до температур плавления металла подобно процессу доменной печи. Около 17 часов АПЛ резко осела на корму и... провалилась в пропасть вечности. Нам, еще живым, не верилось в происходящее, в быстротечность гибели огромного современного корабля. Холодные волны на глазах у оставшихся товарищей безжалостно отрывали от линя обессиленных, замерзающих людей, увлекая в пучину. Часы на руке капитан-лейтенанта Богданова отсчитывали секунды трагедии, офицер подбадривал товарищей: «Ребятки, держитесь, потерпите немного, еще пяток минут осталось до прихода спасателей», и так многократно повторял. Чтобы пресечь любую панику (тогда конец всем!), мы закоченевшими губами пели «Варяга»: «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает...». Вдруг под нами что-то гулко взорвалось, плот здорово тряхнуло как при землетрясении, в округе фонтанами «зафырчали» воздушные пузыри. Это спасательная камера на предельной глубине, не исключено, что при ударе о дно «вызволилась» из объятий прочного корпуса.

      В это время торопились на выручку корабли Северного флота и рыболовные суда. Вскоре подоспела помощь. Подошедшая плавбаза Министерства рыбного хозяйства Управления «Севрыбхолодфлота» «А.Хлобыстов» подобрала людей. В живых осталось 28 подводников, погибло-42».

     8 числе погибших: командир подлодки, старпом, замполит, все командиры боевых частей и дивизионов. Горько констатировать: трое спасшихся моряков, «начхав» на строгий приказ докторов: «Не курить!», решили обхитрить судьбу еще раз. После проведенных медицинских процедур и приема пищи, уединившись, затягивались по полной программе. «Никотиновый удар» сигарет оказался для них роковым уже на борту спасателя; их бы спаслось-31.

     Пройдя курс лечения и реабилитации, Александр был направлен для продолжения службы в учебный центр Сосновый Бор, где обучались сформированные экипажи новых атомарин «Барракуда» и «Кондор». Боевые походы и служба в Военно-морском флоте для мичмана Копейки закончилась в 1994г на АПЛ проекта «Кондор», экипаж которой составляли: 31 офицер, 28 мичманов и 3 «срочника».

    И опять пересеклись воинские пути-дороги земляков. В свою бытность на воинской службе автору пришлось принимать непосредственное участие в процессах проектирования и строительства многоцелевых атомарин 3-го поколения «Барракуда» и «Кондор» (проекты 945, 945А), мичману Копейке, сотоварищи,- осваивать в океанских походах на боевой службе.

    Среди нас ходит по твердой земле, общается и радуется каждому прожитому дню ничем не приметный человек, человек долга, слова и чести. Для меня он герой, прошедший круги настоящего ада. Сегодня старший мичман Александр Копейка, за проявленное мужество награжденный орденом Боевого Красного Знамени, занимается изначально избранным мирным ремеслом строителя, зарабатывая на хлеб с маслом для себя и любимой семьи. Саша, как никто другой из нас, знает истинную цену секунд и жизни вообще. По натуре искренний, честный человек, не сломавшийся, выдержавший коварный удар судьбы, он негативен к любому творимому беспределу и круговой обороне чиновничьей рати.

    Земляков подводников и водолазов-глубоководников, чьи молодые годы жизни и здоровье отданы службе в Подводных Силах Флота поздравляю с ДНЕМ ПОДВОДНИКА 19 марта! Желаю здоровья, бодрости духа, счастья и мирного горизонта по всплытию: В.Солодунов

К сожалению, размер газетной полосы не позволил подробно раскрыть картину аварии подлодки и гибели большей части экипажа «Комсомольца».

Старший мичман Александр Копейка помнит своих боевых товарищей.

Помнит тех, кто остался жив.

Помнит тех, кто молча умирал, подобно воинам на поле боя...

Помнит подвиг командира электротехнического дивизиона капитана 3-го ранга Анатолия Испенкова, который остался на боевом посту у дизель-генератора обеспечивая электроэнергией резервный фидер погибающего корабля...

Саша благодарен судьбе, подарившей ему жизнь в очередной раз.

Он благодарен всем людям, которые обеспечили, осуществили спасение его и товарищей.

 

         Виктор Солодунов, Капитан II-го ранга в отставке 

       

 


 


 

 
 


логотип© alb-budjak