История создания АЛБ "Буджак" - историческая справка  Международные связи АЛБ - благодарность Императора Японии
Гимн Белгорода-Днестровского -  один из символов города

Сегодня - Thursday 19 October -   19. Всероссийский день лицеиста. Международный день кредитных союзов. День ракетно-артиллерийских войск Армении. День спасателя в Казахстане. День юриста в Молдове. День беатификации матери Терезы. Дивали — фестиваль огней в Индии. 19 октября в народном календаре Фомин день. 1097 На совете князей в Любече узаконено разделение Руси на удельные княжества. 1941 Великая Отечественная война - в Москве объявлено осадное положение. 1943 Открыт антибиотик стрептомицин. 1956 Подписана Совместная советско-японская декларация о прекращении войны и восстановлении дипломатических отношений. 1960 Начало экономической блокады Кубы - правительство США ввело эмбарго на торговлю с Кубой. 

Виктор Солодунов



"Слово Приднестровья", 19.09.2015г.
 



Гидрограф, наставник, педагог


100-летию со дня рождения нашего земляка капитана 2 ранга А.Витченко (1915 -1995) военного гидрографа, кавалера 3-х боевых орденов, истинного патриота, нёсшего в своём сердце две красивые мечты посвящается.

           Алексей Григорьевич родился 23 сентя­бря 1915 года в Черниговской волости. Как отличник учёбы в школе был поощрен экс­курсией в Одессу. Здесь впервые произошла его встреча с Черным морем. Безбрежная водная ширь, корабли на рейде, панорама Приморского бульвара, Потёмкинская лестница своим величи­ем заворожили «сухопутного» подростка на всю жизнь. Так родилась первая детская мечта - стать отважным моряком. Окончив семилетку, учился в строительном техникуме, где родилась еще одна мечта - впоследствии продолжить учебу в ВУЗе и посвятить жизнь премудростям архитектуры.

Окончив техникум, направлен на строительство Никопольского металлургического комбината, где в полной мере ощутил трудовой запал, энту­зиазм советских людей, участников свершений первых лет индустриализации страны.Ах, эти непредсказуемые зигзаги судьбы, порою осуществляющие с нами изящные реве­рансы! В стране объявлен призыв: «Молодёжь на флот!» В 1936 г. по комсомольскому набору, добровольно, молодого строителя направляют на учёбу в Высшее Военно-морское гидрографи­ческое училище (Ленинград). Его первые офи­церские шаги в 1940 г.: назначение в Одесскую Военно-морскую базу на должность командира военно-лоцманского пункта, которым оказалась парусно-моторная шхуна «Градус». Начальником Гидрографии Черноморского флота (ГС ЧФ) ему была поставлена первая боевая задача: как мож­но подробнее и быстрее изучить, освоить северо-западный участок Черного моря с тем, чтобы в военное время осуществлять проводку кораблей по военным фарватерам. Со своим небольшим дружным экипажем молодой командир плавал днём и ночью в любую погоду, отрабатывал во­просы мореплавания совместно с манотрядом, делал зарисовки побережья. Алексей Григорье­вич вспоминал: «На своём «Градусе» я прибыл в устье Днестровского лимана, ошвартовался у Царьградского маяка и на военном катере при­шёл в Аккерман, где работал несколько дней в ко­миссии по результатам промеров Днестровского лимана. Мог ли я тогда предположить, что этот провинциальный бессарабский город станет моим пристанищем на долгие годы (уже навсег­да - авт.). Поздней осенью «Градус» был поднят на пирс для зимнего отстоя. Я принялся за соз­дание служебного альбома зарисовок освоенного побережья. За работой застал приехавший в ги­дрорайон начальник ГС ЧФ, который не прошёл мимо. Ознакомившись с материалами и выклад­ками, доброжелательно спросил, не желаю ли я перейти на службу в Севастополь? - «Мне как раз такой хваткий, обладающий прекрасной зри­тельной памятью офицер нужен для вновь фор­мируемой части»,- сказал он. Влюбленный в свой тихоходный кораблик и в Одессу, не подумав, по­спешил отказаться: «Одессу как место службы выбрал, воспользовавшись своим законным пра­вом, как закончивший училище с отличием». «Ну, что же,-улыбнувшись, сказал А.В.Солодунов,- вы своим лимитом уже воспользовались, теперь я применю своё командирское право и переведу вас к себе поближе в управление гидрографии ЧФ». Так в один миг этим замечательным командиром была решена моя флотская судьба в дальнейшей службе на Черноморском флоте. В январе 1941г. я был переведён в Севастополь на должность начальника ЧИМО (часть изучения морской об­становки)».
             Во время войны подразделение, руководи­мое Витченко, занималось навигационо-гидрографической разведкой с целью получе­ния, обработки информации для руководства ГС ЧФ и штаба флота. При этом использовались лич­ные разведданные (неоднократно выходил в море на подлодках), данные аэрофотосъёмки, сведения с кораблей, постов наблюдения, маячников...
Личный пистолет, карандаш и пензелёк были его безотказным оружием. В разведке командир подлодки мог допустить всплытие под перископ у вражеского берега всего на несколько секунд (для исключения обнаружения по блику). В то время фотографирование через перископ не было ещё освоено. Гидрограф через оптику зрительно «схватывал» интересуемый сектор обзора, вклю­чая средства навигации, и тут же вносил объекты в рисунок. Несколько подвсплытий и черновой панорамный план готов, который командование использует при подготовке, планировании на­беговых, десантных операций флота. Журнал боевых действий за декабрь 1941 г. гласит: «При подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции, с целью уточнения тактических де­талей, гидрографам выделена подводная лодка «Щ-201». Гидрографическую разведку в походе выполнил офицер А.Витченко».
Отметим, Витченко входил в состав спецгруп­пы гидрографов, которая выполняя приказ Став­ки, произвела комплекс промерно-координатных работ; в случае захвата фашистами Кавказского побережья готова была обеспечить затопление кораблей Черноморского флота.

 

                Участник освобождения Румынии, стар­ший лейтенант Витченко в сентябре 1944 г. назначается начальником гидрорайона Констанцской Военно-морской базы, производится в капитан-лейтенанты. В 1949-54 г. он капитан 2 ранга, начальник северо-западного района гидро­графии с дислокацией в Одессе, обеспечивал бес­перебойное функционирование навигационной инфраструктуры и безопасность мореплавания от гирла Дуная, побережья Бессарабии, включая Бугско-Днепровский канал. До выхода в запас (1956 г.) капитан второго ранга занимал высокие должности в управлении гидрографии. В 1956-67 г. руководил Рижской и Дальневосточной море­ходками, которые отличались высокой выучкой и морской культурой курсантов, где воспитателями (ротными) выступали офицеры ВМФ.
Прорабатывая книги, изданные Главным Управлением навигации и океанографии ВМФ, могу судить: А.Витченко обладал цепким ана­литическим мышлением, широтой взглядов и глубиной эрудиции, багажом знаний по многим отраслям человеческой деятельности, умением хладнокровно принимать решения, доказывать на деле в боевых условиях своё профессиональное мастерство и выдержку.

                   Новатор в начинаниях, душа коллектива и тонкий психолог, умело сплачивал людей чтобы наилучшим образом выполнить постав ленные задачи. Был не только ответственным, требовательным, но и справедливым админи­стратором, успешно занимался преподаватель­ской деятельностью, надёжным и заботливым наставником для подчинённых и молодёжи. Об­ладал здоровым юмором. Творчески одарённая личность, любил украинские песни, играл на скрипке, рисовал.

В 1968-75 г. А.Витченко руководил нашим Белгород-Днестровским рыбопромышленным техникумом. Человек слова и дела, он отдал мно­го сил и энергии для обновления материально-технической базы учебного заведения, введения новых форм в совершенствование учебного про­цесса. Добился введения новой специализации для студентов - по рыбодобыче. Он является автором 3-х учебников и методических пособий для курсантов мореходных училищ. Заботился об улучшении жилищно-бытовых условий членов коллектива, учащихся. Под непосредственным руководством Алексея Григорьевича была под­готовлена документация и открыто финансиро­вание на строительство жилого дома для сотруд­ников и общежития для студентов. Скромный, не конъюнктурный человек, через сердце и руки которого прошли тысячи молодых курсантов и студентов, будущих морских специалистов для народного хозяйства страны, не был милован «Заслуженными» званиями.

                   Отрадно, в коридоре учебного заведе­ния на видном месте размещён стенд с фотографией и кратким перечнем боевого пути гидрографа А.Витченко. Считаю, что в годов­щину 100-летия будет справедливо и достойно с целью увековечивания заслуг А.Г. Витченко, во­ина Отечественной войны и бывшего директора, администрации техникума, ветеранской, профсо­юзной организациям и выпускникам выступить с ходатайством о присвоении его имени Белго­род-Днестровскому морскому рыбопромышлен­ному техникуму. Благодарной памятью герою повествования будет создание его уголка в кра­еведческом музее города. Морская держава будет развивать свой флот. Обязательно! Пример под­ражания знаменитым предшественникам морско­го дела для сегодняшних и будущих моряков рож­дается здесь, в стенах Белгород-Днестровского техникума, выпускники которого несут нелёгкую вахту на судах Украины и под флагами многих стран мира.


P.S. Трудные послевоенные годы, забытое Богом сечение Шаганы (Приморское, Татарбунарского р-на) соединенное с внешним миром единственной дорогой в тупик. Организовались два колхоза. В большинстве хат царит бед­ность. В быту «кабыци», каганцы, керосинки. Мужчины снимают с головы шапки при встре­че. Прошумела новость, аки летний ливень: в село десантировалась группа старших морских офицеров сопровождавших моложавого адми­рала. Контр-адмирал А.Солодунов, мой дядя, инспектировал навигационно-гидрографическое хозяйство северо-западной части Черного моря, в т.ч. работу Шаганского маяка, на котором в числе первого набора служащих (сентябрь 1944 г.) трудился мой папа, защитник блокадного Ле­нинграда. С душевным трепетом и теплотой матушка часто вспоминала эпизоды общения с жизнерадостными и благородными офицерами, словно прибывшими из волшебного края, посе­тившими наш сельский дом. Изо всех фамилий отчеканилась в памяти одна - Витченко, на слу­ху отсутствующая в нашей местности. Учась в Высшем военно-морском училище, зажегся це­лью отыскать на путях-дорогах дядиного побра­тима. Моё увольнение в отставку, переезд на юг, и последующий некролог местной газеты в 1995 г. поставил точку в поиске и земной биографии замечательного человека.
Странно, возможную встречу разделяли де­сятилетия и расстояние в несколько кабельтов, пролегающих между нашими жилищами. Без со­мненья, Алексей Григорьевич видел меня, мальца-непоседу, я видел его цветущим, бравым, моло­дым офицером.

                                                           Виктор Солодунов, капитан 2 ранга в/о
 



 
 
 
 
 

 
 


логотип© alb-budjak