"Слово Приднестровья", 19.09.2015г.
Гидрограф, наставник, педагог |
100-летию со дня рождения нашего земляка капитана 2 ранга А.Витченко (1915 -1995) военного гидрографа, кавалера 3-х боевых орденов, истинного патриота, нёсшего в своём сердце две красивые мечты посвящается.
Алексей Григорьевич родился 23 сентября 1915 года в Черниговской волости. Как отличник учёбы в школе был поощрен экскурсией в Одессу. Здесь впервые произошла его встреча с Черным морем. Безбрежная водная ширь, корабли на рейде, панорама Приморского бульвара, Потёмкинская лестница своим величием заворожили «сухопутного» подростка на всю жизнь. Так родилась первая детская мечта - стать отважным моряком. Окончив семилетку, учился в строительном техникуме, где родилась еще одна мечта - впоследствии продолжить учебу в ВУЗе и посвятить жизнь премудростям архитектуры.
Окончив техникум, направлен на строительство Никопольского металлургического комбината, где в полной мере ощутил трудовой запал, энтузиазм советских людей, участников свершений первых лет индустриализации страны.Ах, эти непредсказуемые зигзаги судьбы, порою осуществляющие с нами изящные реверансы! В стране объявлен призыв: «Молодёжь на флот!» В 1936 г. по комсомольскому набору, добровольно, молодого строителя направляют на учёбу в Высшее Военно-морское гидрографическое училище (Ленинград). Его первые офицерские шаги в 1940 г.: назначение в Одесскую Военно-морскую базу на должность командира военно-лоцманского пункта, которым оказалась парусно-моторная шхуна «Градус». Начальником Гидрографии Черноморского флота (ГС ЧФ) ему была поставлена первая боевая задача: как можно подробнее и быстрее изучить, освоить северо-западный участок Черного моря с тем, чтобы в военное время осуществлять проводку кораблей по военным фарватерам. Со своим небольшим дружным экипажем молодой командир плавал днём и ночью в любую погоду, отрабатывал вопросы мореплавания совместно с манотрядом, делал зарисовки побережья. Алексей Григорьевич вспоминал: «На своём «Градусе» я прибыл в устье Днестровского лимана, ошвартовался у Царьградского маяка и на военном катере пришёл в Аккерман, где работал несколько дней в комиссии по результатам промеров Днестровского лимана. Мог ли я тогда предположить, что этот провинциальный бессарабский город станет моим пристанищем на долгие годы (уже навсегда - авт.). Поздней осенью «Градус» был поднят на пирс для зимнего отстоя. Я принялся за создание служебного альбома зарисовок освоенного побережья. За работой застал приехавший в гидрорайон начальник ГС ЧФ, который не прошёл мимо. Ознакомившись с материалами и выкладками, доброжелательно спросил, не желаю ли я перейти на службу в Севастополь? - «Мне как раз такой хваткий, обладающий прекрасной зрительной памятью офицер нужен для вновь формируемой части»,- сказал он. Влюбленный в свой тихоходный кораблик и в Одессу, не подумав, поспешил отказаться: «Одессу как место службы выбрал, воспользовавшись своим законным правом, как закончивший училище с отличием». «Ну, что же,-улыбнувшись, сказал А.В.Солодунов,- вы своим лимитом уже воспользовались, теперь я применю своё командирское право и переведу вас к себе поближе в управление гидрографии ЧФ». Так в один миг этим замечательным командиром была решена моя флотская судьба в дальнейшей службе на Черноморском флоте. В январе 1941г. я был переведён в Севастополь на должность начальника ЧИМО (часть изучения морской обстановки)».
Во время войны подразделение, руководимое Витченко, занималось навигационо-гидрографической разведкой с целью получения, обработки информации для руководства ГС ЧФ и штаба флота. При этом использовались личные разведданные (неоднократно выходил в море на подлодках), данные аэрофотосъёмки, сведения с кораблей, постов наблюдения, маячников...
Личный пистолет, карандаш и пензелёк были его безотказным оружием. В разведке командир подлодки мог допустить всплытие под перископ у вражеского берега всего на несколько секунд (для исключения обнаружения по блику). В то время фотографирование через перископ не было ещё освоено. Гидрограф через оптику зрительно «схватывал» интересуемый сектор обзора, включая средства навигации, и тут же вносил объекты в рисунок. Несколько подвсплытий и черновой панорамный план готов, который командование использует при подготовке, планировании набеговых, десантных операций флота. Журнал боевых действий за декабрь 1941 г. гласит: «При подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции, с целью уточнения тактических деталей, гидрографам выделена подводная лодка «Щ-201». Гидрографическую разведку в походе выполнил офицер А.Витченко».
Отметим, Витченко входил в состав спецгруппы гидрографов, которая выполняя приказ Ставки, произвела комплекс промерно-координатных работ; в случае захвата фашистами Кавказского побережья готова была обеспечить затопление кораблей Черноморского флота.
Участник освобождения Румынии, старший лейтенант Витченко в сентябре 1944 г. назначается начальником гидрорайона Констанцской Военно-морской базы, производится в капитан-лейтенанты. В 1949-54 г. он капитан 2 ранга, начальник северо-западного района гидрографии с дислокацией в Одессе, обеспечивал бесперебойное функционирование навигационной инфраструктуры и безопасность мореплавания от гирла Дуная, побережья Бессарабии, включая Бугско-Днепровский канал. До выхода в запас (1956 г.) капитан второго ранга занимал высокие должности в управлении гидрографии. В 1956-67 г. руководил Рижской и Дальневосточной мореходками, которые отличались высокой выучкой и морской культурой курсантов, где воспитателями (ротными) выступали офицеры ВМФ.
Прорабатывая книги, изданные Главным Управлением навигации и океанографии ВМФ, могу судить: А.Витченко обладал цепким аналитическим мышлением, широтой взглядов и глубиной эрудиции, багажом знаний по многим отраслям человеческой деятельности, умением хладнокровно принимать решения, доказывать на деле в боевых условиях своё профессиональное мастерство и выдержку.
В 1968-75 г. А.Витченко руководил нашим Белгород-Днестровским рыбопромышленным техникумом. Человек слова и дела, он отдал много сил и энергии для обновления материально-технической базы учебного заведения, введения новых форм в совершенствование учебного процесса. Добился введения новой специализации для студентов - по рыбодобыче. Он является автором 3-х учебников и методических пособий для курсантов мореходных училищ. Заботился об улучшении жилищно-бытовых условий членов коллектива, учащихся. Под непосредственным руководством Алексея Григорьевича была подготовлена документация и открыто финансирование на строительство жилого дома для сотрудников и общежития для студентов. Скромный, не конъюнктурный человек, через сердце и руки которого прошли тысячи молодых курсантов и студентов, будущих морских специалистов для народного хозяйства страны, не был милован «Заслуженными» званиями.
P.S. Трудные послевоенные годы, забытое Богом сечение Шаганы (Приморское, Татарбунарского р-на) соединенное с внешним миром единственной дорогой в тупик. Организовались два колхоза. В большинстве хат царит бедность. В быту «кабыци», каганцы, керосинки. Мужчины снимают с головы шапки при встрече. Прошумела новость, аки летний ливень: в село десантировалась группа старших морских офицеров сопровождавших моложавого адмирала. Контр-адмирал А.Солодунов, мой дядя, инспектировал навигационно-гидрографическое хозяйство северо-западной части Черного моря, в т.ч. работу Шаганского маяка, на котором в числе первого набора служащих (сентябрь 1944 г.) трудился мой папа, защитник блокадного Ленинграда. С душевным трепетом и теплотой матушка часто вспоминала эпизоды общения с жизнерадостными и благородными офицерами, словно прибывшими из волшебного края, посетившими наш сельский дом. Изо всех фамилий отчеканилась в памяти одна - Витченко, на слуху отсутствующая в нашей местности. Учась в Высшем военно-морском училище, зажегся целью отыскать на путях-дорогах дядиного побратима. Моё увольнение в отставку, переезд на юг, и последующий некролог местной газеты в 1995 г. поставил точку в поиске и земной биографии замечательного человека.
Странно, возможную встречу разделяли десятилетия и расстояние в несколько кабельтов, пролегающих между нашими жилищами. Без сомненья, Алексей Григорьевич видел меня, мальца-непоседу, я видел его цветущим, бравым, молодым офицером.
Виктор Солодунов, капитан 2 ранга в/о