Виктор Солодунов


 

Газета «Торнадо», 22.09.2016г.

 

Некрасов - Белинскому: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»

 

 

Этюды к портрету учителя

 

       Известно: характер человека проявляется в делах, поступках, в отношении к окружающим, в речах и одежде, в выборе, который каждый делает в той или иной ситуации. Окончив техникум, молодой строитель Алексей Витченко, выбор сделал в пользу своенравной стихии, избрав в профессии море и людей моря, коим посвятил всю жизнь.

 

       Каким он был без ретуширования в реальной жизни? Сквозь призму времени раскрываются мельчайшие грани деятельности этого замечательного человека.

 

        За плечами капитана 2 ранга А.Витченко Высшее Военно-морское гидрографическое училище, оконченное с «отличием» с правом выбора флота. Во всех Высших морских училищах курс педагогики и психологии был обязателен. Годы грозной войны, как оселок, отполировали командирский, профессиональный талант. Гидрографическая разведка, которой командовал, требовала: проявления собранности, выносливости, дисциплинированности личного состава, без раскачки овладения спецзнаниями, быстрого реагирования и анализа, выработки аналитического мышления, когда решения приходилось принимать и действовать немедля.

 

       Особую роль в его становлении как администратора и педагога (после выхода в запас), сыграло назначение начальником Находкинского дальневосточного среднего мореходного училища. Полувоенная дисциплина, железный распорядок дня, кадрированный полк курсантов -1200 человек, которых надо накормить, напоить, научить, в койки вовремя уложить... Условия мореходки послужили естественным полигоном в обкатке менеджерских навыков, педагогических и психологических знаний. Проявив настойчивость и обоснование, добивается строительства в сжатые строки 3-х этажной столовой, что прекратило разрыв хода занятий, позволило личному составу принимать пищу в один приём.

        Приняв в руководство Белгород-Днестровским рыбопромышленным техникумом в 1968г. Алексей Григорьевич с первых шагов старался привить учащимся срез флотских традиций, дух морского братства. Принимает непосредственное участие в разработке учебников по морскому делу. С новым подходом организует процесс педагогической деятельности. Оказывает методическую помощь молодым преподавателям в их становлении, овладении педагогическим мастерством.

        Воспитательные беседы с воспитанниками предварял словами: «Мои юные друзья! Мы готовим из вас специалистов на суда с особым трудоёмким режимом работы, где разгильдяйство и пьянство не допустимы. Помните: последние ведут к происшествиям, авариям. Не обессудьте, пороки буду искоренять на корню».

        Ветераны техникума единогласны в оценке: Витченко был удивительно разносторонний человек. Обладатель глубоких профессиональных знаний, высокой культуры, неиссякаемого юмора, умных зажигательных речей. Как наставник и психолог, имел дар работы с людьми разных возрастов: слышать их мнение, понимать их нужды и запросы, поддержать случайно оступившегося человека, разделить с ними беду. Не унижал достоинства подчинённых, студентов.

 

        Да, он был требовательным и строгим в разумных пределах. Ценил людей не по обещаниям, а по конкретным делам. На работе- в подтянутой выправке, в морской форме,- это действовало на ребят магически. Приоритеты учебного процесса им определены: примерная учёба, исполнительность в поручениях, хорошая дисциплина. Что в будущем позволяло молодым специалистам быть востребованными, получать визу для работы на судах загранплавания. К нарушителям дисциплины принимал меры независимо от заслуг родителей. На педсоветах коллегам иногда напоминал: «Идеальный порядок в коллективе навести нелегко, для беспорядка-достаточно одной минуты».

        Ветеран, директор техникума, Заслуженный работник народного образования Г.Сафонов делится:

«Начальник Находкинской мореходки ежедневно в обед снимал пробу пищи для курсантов. В этот раз задержался на совещании в городе. Взволнованный голос дежурного в трубке сообщил: «В училище ЧП! Все курсы отказались принимать пищу от несвежего запаха мяса в первом блюде».

         Быстрый переезд в «служебке». Легко взбежал на третий этаж. Гул голосов в зале. В белых одеяниях сгрудились пищевики, все в пунцовых лицах. Подошел к столу (размещалось за столом- 20 чел.), взял «поварешку», с бачка налил полную тарелку супа, выловил кусок мяса и...сел у торца. Установилась тишина. Сотни молодых глаз наблюдали за действиями своего безмолвного командира. А тот, не спеша, намазав горчицей хлеб, принялся обедать. Съев всё содержимое, перевернул тарелку, спокойно заявил: «Кушать можно». Пожелал курсантам приятного аппетита, вышел. Дружно замелькали «поварешки», затарахтели ложки на этажах. Разгорающийся, неприятный «костерок» был потушен в зародыше. Имел человек талант мгновенно сориентироваться в ситуации, ответственность брать на себя. Однако, неизбежные оргвыводы последовали после ужина.   

 

       …В нашем техникуме двое братьев, студентов 3 курса, вечером, перебрали сверх меры, маленько побуянили, их тела «запаковали» в медвытрезвитель. На следующий день приказом были отчислены, несмотря на просьбы «ходоков» и то, что являлись ведущими музыкантами (играли на своих инструментах) в ансамбле техникума. Войдя в класс для проведения занятия, Витченко уловил явный протест группы, где учились отчисленные им музыканты. На его приветствие, как это положено, ребята не ответили; на команду: «Садитесь!», продолжали стоять. Подойдя к кафедре, раскрыв журнал, директор начал выборочную перекличку. Кинув взгляд в лица, определил, с кого начинать первым. Услышав свою фамилию, студент ответил: «Я!», преподаватель тихо, по-отечески: «садитесь». Таким мирным приёмом он «приземлил» всю группу, занятие продолжилось.

       Витченко инициировал введения в учебный процесс зачётной системы по пройденным темам и разделам, что в итоге оправдало себя. Его инициатива - еженедельные «рапортички», где классные руководители должны были отслеживать посещаемость занятий своими подопечными. Нововведение было воспринято большинством скептически. Мы, двое молодых преподавателей, отнеслись к делу творчески. Делая выборки, заполняя фактуру, работали с прогульщиками. Некоторые старшие товарищи посмеивались над нашими потугами. По происшествие квартала, Витченко, не изменяя своему железному принципу: «Доверяй, но проверяй», назначил «независимого» ревизора для проверки сведений «рапортичек» в нескольких классах. Как и следовало ожидать, «липа» всплыла на поверхность. На педсовете , классный, набравший наибольшее количество сокрытий прогульщиков занятий, «наградился» выговором. А далее, как говорил незабвенный Горбачев, «процесс пошёл» в нужном направлении.

 

       ...Во Владивостоке проводилось Всесоюзное совещание по обмену опытом работы начальников и директоров специальных морских заведений (техникумы, морские училища, школы). На автобусах нас привезли в г. Находку для ознакомления с работой современного предприятия БАМР (База активного морского рыболовства). После осмотра лабораторий, цехов, судов, пригласили к обеду в просторную столовую. За обеденным столом я оказался с главным инженером этого предприятия: приятным, статным мужчиной в ладно подогнанном мундире моряка. Познакомились, он спросил: «Алексей Григорьевич Витченко еще работает в нашей системе?» Я ответил утвердительно: пенсионер, трудится преподавателем морского дела. Мой сосед, на правах хозяина встречи и обеда, встаёт, просит внимания (несколько десятков чел.), продолжает:

       «Тов. Директора! Перед вами живой пример для использования в вашей преподавательской, воспитательской деятельности. Разрешаю. Много лет тому назад, новый начальник Находкинской мореходки, капитан 2 ранга Алексей Витченко , после злостного нарушения мною дисциплины, на плацу, при всем честном народе в строю, исключил меня из списков училища. Я стал первым претендентом курса, кто попал под его горячую командирскую руку. Исключение подействовало отрезвляюще на мою бунтарскую натуру. Зла я не держал. Поступил на учёбу в вечернюю среднюю школу, устроился моряком на небольшой портовый буксир. Окончил Высшую мореходку Владивостока. Прошёл все ступени служебного роста на судах. В технической переостнастке нашего предприятия принимал активное участие. Сегодня - руководитель большого коллектива, которым горжусь». Снимает с запястья надёжные японские часы в массивном браслете, передаёт мне со словами: «Пожалуйста! Прошу передать этот скромный подарок и спасибо моему УЧИТЕЛЮ, который преподал урок глупому шалопаю-второкурснику, начертав мне истинный курс в житейском море».

      Я с удовольствием выполнил поручение в присутствии педагогического коллектива».

Достойно завершая земной путь, Алексей Григорьевич оформил семейный альбом для своих потомков. Есть в нем фото и страница посвящённая учителю и командиру контр-адмиралу  А.Солодунову. С позволения родных Витченко, привожу фрагмент:

       «Александр Викторович всю войну и несколько лет по окончанию, был моим командиром, наставником и другом, несмотря на значительную разницу в возрасте, служебном положении и звании. Острый ум, колоссальная работоспособность, строгость и требовательность к подчинённым в сочетании с настоящей заботой о них, многосторонность интересов, умение держать себя уверенно в любом обществе, личное обаяние, деловитость, в сочетании с романтизмом,- вот далеко не полный перечень черт его характера. Благодаря этому, его уважали и любили подчинённые, ему подражали все мы, молодые офицеры. Он пользовался высоким авторитетом у командования Черноморским флотом, имел массу друзей. В моем становлении и приобретении многих деловых качеств я обязан Александру Викторовичу».

 

       Во многих ли частных альбомах отражено нечто подобное и сокровенное? А судьба героя очерка подтверждает истину: много положительного мы перенимаем из опыта своих УЧИТЕЛЕЙ и их деяний.

        В памяти курсантов и студентов его поколения, А.Витченко остался требовательным, заботливым наставником и настоящим УЧИТЕЛЕМ.

        Мудрых, дорогих преподавателей, сеющих в молодых душах прекрасные начинания и знания, поздравим с Днем Учителя. Пожелаем отменного здоровья, счастья, любознательных, сильных учеников и студентов.

 

Виктор Солодунов, капитан II-го ранга.

 


 

 

 

1965г.
Курсанты Дальневосточного мореходного училища построены для перехода на праздничную Первомайскую демонстрацию. Рапорт принимает начальник училища А.Витченко


 

 

 

Прохождения строя курсантов по центральной площади мимо гостевой трибуны.
г. Находка, 1965г.


 

В Находке я прожил почти 11 лет. Это были годы кипучей, интересной, насыщенной жизни. Было создано самое крупное в отрасли училище, завоевавшее высокий авторитет. Для такого города, как Находка нач. училища - известная личность, пользовался авторитетом и в Минсельхозе. В городе член обкома партии, депутат горсовета, чл. горисполкома. На всё хватало энергии, но... со здоровьем не всё в порядке. Всё дальше и больше давала знать старая болезнь ног. Стало ясно, что дальневосточный климат мне не подходит. Начались длительные хлопоты о переводе на Запад. Наконец, в конце 1967 г. я был назначен директором Белгород-Днестровского морского рыбопромышленного техникума. Тогда я и не предполагал, что проживу здесь в древнем Аккермане найбольший промежуток своей жизни.


 

 

 

 

 

 

Годы службы в ВМФ


 

 

 

 

 

 

Годы службы в ВМФ

 

 

 

 

На побывке дома


 

 

 

 

 

 

 

На побывке дома

 


 

 

 

 

 

 

Годы службы в ВМФ


 

 

 

 

 

В учебном классе


 

 

 

 

 

Директор Белгород-Днестровского РПТ А.Г.Витченко, 1975г.


 

 

 

 

Преподаватель морского дела А.Витченко со студентами Белгород-Днестровского РПТ