История создания АЛБ "Буджак" - историческая справка  Международные связи АЛБ - благодарность Императора Японии
Гимн Белгорода-Днестровского -  один из символов города

Сегодня - Monday 29 мая - 2017 года  - сегодня   Международный день миротворцев ООН. День военного автомобилиста Вооруженных сил России. День Вооруженных сил Кыргызстана. Весенний выходной в Великобритании.  День поминовения в США. День взятия Стамбула.Вознесение Бахауллы. 29 мая в народном календаре Федор Житник. 1453 Столица Византийской империи Константинополь пал под ударами турков и был переименован в Стамбул. 1900 Зарегистрирована торговая марка «Эскалатор», впоследствии давшая имя всем автоматическим лестницам. 1903 В Петербурге состоялось торжественное открытие Троицкого моста через реку Неву.  1953 Впервые покорена Джомолунгма - высочайшая вершина на Земле. 1985 Трагедия в Брюсселе на стадионе «Эйзель» - погибли 39 человек

 Виктор Солодунов


     
"Торнадо-пресс", 28.08.2014г.        

  Далёкий август 1944 года

                                      К 70-летию Днестровской десантной операции
 
   Из памятки морскому десантнику Черноморского флота:

«В десантном бою, как нигде важна организованность, слаженность отдельных бойцов, ловкость и хитрость. Будешь отсиживаться в окопе, враг опомнится, соберёт силы и уничтожит тебя или сбросит в море».

   Прокладывая пешеходный курс парком Победа, иногда останавливаюсь у скромной стелы с табличками наименований воинских частей, освобождавших древний город Аккерман. Вчитываюсь в скупые строки почётных наименований, за которыми скрыты фамилии, судьбы и подвиги тысяч бойцов и командиров разных национальностей, участников десанта и освобождения города и окраин. Здесь запечатлены лишь основные - соединения сил и родов войск. А ведь были и другие воинские подразделения (например, газета «Торнадо-пресс» 2013г. «384-й НИКОЛАЕВСКИЙ», автор В.Скиба), которые своими действиями, загодя, обеспечивали начало и ход Днестровской десантной операции.
   Краткая хронология событий
Бухарест, 6-е августа. Диктатор Антонеску по возвращении из Берлина ободрял румынских вояк: «Фон Риббентроп сделал заявление, в котором категорически утверждал, что Германия будет оборонять себя на Днестре. Гитлер мне прямо ответил, что он решил держать здесь прочный фронт». Зря надеялся, не удержал.
   Одесса, 8-го августа. На окраине города расположились командные пункты командующего Черноморским флотом Ф.Октябрьского и командира Дунайской военной флотилии (Дун.Ф.) С.Горшкова.
   15-го августа командующим Черноморским флотом доведена информация — командирам соединений, что высшим советским руководством поставлена ответственная задача нашему флоту, сообразуясь с началом наступления войск 2-го и 3-го Украинских фронтов, совместно принудить Румынию к скорейшей капитуляции и выхода из войны. Морякам соединений предписывалось: обеспечить срыв морских перевозок врага, воздушное и артиллерийское прикрытие наших сил в прибрежной полосе, исключить возможные контрдесанты в районе гирла Днестровского лимана, обеспечить гидрографическую разведку, проводку и высадку десантов на западный берег Днестра, затем дельты Дуная. В частности, торпедным катерам (ТК) 2-й Новороссийской бригады (командир кап.2 ранга В.Проценко) предписывалось обеспечивать прикрытие наших десантных сил от возможных ударов со стороны основной акватории моря. В светлое время суток катерам выход из Одессы на «охоту» в сторону о.Змеиный запрещался-таков был строжайший режим секретности подготовки операции.
   18 августа в северо-западной части Черного моря заняли боевые позиции подводные лодки бригад ЧФ, блокируя порты Румынии. К началу Ясско-Кишиневской операции, в военно-морских базах Констанца и Сулина находилось около 200 боевых кораблей противника, включая эсминцы, подводные лодки и быстроходные десантные баржи.
   Капитан 2 ранга Проценко получил боевой приказ: 19 и 20 августа, за час до наступления полной темноты, обеспечить выход лёгких сил (шесть торпедных катеров и три артиллерийских катера) в район о.Змеиный с целью выявления возможной организации обороны прилегающего района и уничтожения встречных кораблей противника. Обходя на малых оборотах остров, моряки не обнаружили ни единого огонька, ни звука. 21-22 августа торпедные катера, находясь на прибрежных коммуникациях, своим присутствием обеспечивали активную фазу Днестровского десанта.

   Начиная с утра 20 и вплоть до 25 августа, авиация ЧФ под прикрытием истребителей" группами по 140-150 самолётов наносила бомбово-штурмовые удары по районам портов Констанцы и Сулины (сброшено 175 тонн бомб). Как результат, большая часть инфраструктуры Военно-морских баз, кораблей и судов противника была выведена из строя. Нейтрализация военно-морской составляющей позволила Южному крылу советских войск успешно преодолевать сопротивление врага при форсировании Днестровского лимана на пути к Дунаю и, далее, к Балканам.
   Ночью с 21 на 22 августа, когда армада десантных средств с бойцами отошла от восточного берега, авиация начала бомбить участки побережья в районе гирла лимана, опорные пункты в районе Аккермана, вызвав массу пожаров. Истребители с ревом на малой высоте носились над побережьем, сея в городе панику.
   С целью облегчения прорыва основных групп кораблей Дун.Ф в лиман, моряки отряда 4-й бригады боевых катеров под руководством капитана 2-го ранга П. Давыдова, загодя подойдя со стороны основной акватории моря, открыли артиллерийский огонь по западному рогу гирла лимана, имитируя высадку десанта, выбросив для убедительности за борт несколько макетов плавсредств, что в блеклом свете осветительных ракет подтверждало реалию происходящего. Противник открыл заградительный огонь по катерам, что и требовалось доказать. Координаты вспышек передавались передвижным батареям Одесской Военно-морской базы, крупнокалиберные орудия которой включились в работу на подавление очагов сопротивления.
   Несмотря на то, что фарватер для прохода наших катеров поддержки основного десанта от Одессы и почти до гирла лимана заблаговременно в ночное время был как следует протрален, не исключалась возможность скрытного выставления новых минных банок подводными лодками врага. Идущие из Одессы на артиллерийскую подмогу Днестровскому десанту бронекатера и миномётные катера капитан-лейтенантов Героя Советского Союза В.Великого, С.Барботько шли в кильватер за двумя тральщиками капитан-лейтенанта Ю.Гриценко, что затрудняло их ход. За несколько сот метров от гирла, начштаба Дун.Ф. капитан 1 ранга А.Свердлов отдал приказ катерам: развить полный ход, обойти тральщики, с боем прорываться в лиман. Головным пошел отряд В. Великого. Катера, открыв огонь по вражескому берегу, устремились в Царьградское гирло. За ними следовали полуглиссеры и катера-дымзавесчики. Корабли поддержки вовремя подошли на обозначенные позиции, по ходу движения артиллерийским огнём подавляя очаги сопротивления противника, выставляя дымовые завесы.
   Участники тех далёких событий вспоминали, что все их товарищи-десантники, которые прибывали в Одессу в морском снаряжении, немедля переодевались в армейскую форму и направлялись в район Хаджибейского и Сухого лимана (их родимые тельняшки, форменки и бушлаты возвратят обладателям в десантную ночь). Здесь с ходу включались в проводимые учения и тренировки на плавсредствах Дунайской флотилии. Те десантники, которые были вооружены ещё «трехлинейками», получили новые карабины со штыками, очень удобными и простыми в обращении по прямому назначению. Неожиданным сюрпризом для морских пехотинцев оказались складывающиеся десантные лодки типа «ДЛ-10», которыми поделились армейцы. В разобранном виде они удобны при перевозке. Но после сборки в переноске тяжелы-420кг. Изготовленные из многослойной фанеры и снабжённые резиновыми уплотнениями на воде неустойчивы, не отличались прочностью. При близких разрывах снарядов и волнении резиновые прокладки рвались, из щелей бежала вода, а до западного берега было ещё далеко. Приходилось для её удаления орудовать черпаками и касками. При полной загрузке скорость лодки составляла 3 км/час. А вот «каюки и фелюги», предоставленные местными жителями десантникам, были очень удобны в управлении и мореходны.
   Журнал «Морской сборник» в 1946г. писал: «Первые эшелоны десанта, имея в голове движения штурмовые группы (в которые входили моряки-гидрографы-авт.), отобранные из состава батальонов морской пехоты Григорьева и частично Котанова форсировали лиман на деревянных сапёрных лодках под вёслами. Последующие эшелоны высадки с артиллерией, танками, вооружением и транспортом всех видов следовали на переправляющих средствах, буксируемых катерами и полуглиссерами. Эшелоны атакующих следовали друг за другом через 15-20мин. В ходе боя беспримерное мужество проявил л/с 384 ОН БМП (120 бойцов Отдельного Николаевского батальона морской пехоты- авт.). Лодка, в которой находился капитан К.И.Иванов, шла головной. Когда до западного берега оставалось 50м, офицер первым выпрыгнул из лодки, увлекая за собой
остальных, стремительным броском, преодолев три линии проволочных заграждений, морские пехотинцы выбили врага из первой линии окопов. В этом бою храбрый офицер был смертельно ранен».    
   К сожалению, при освещении темы во многих официальных и мемуарных источниках приводятся разнящиеся данные о времени, количестве и видах задействованных в десанте сил и средств. Понятно, что в боевой обстановке бойцы и командиры дневниковые записи не вели (подобное не поощрялось). А свои воспоминания составляли месяцы, годы спустя. Подобные мелочи ни в коей мере не умаляют величие их подвигов и свершённых героических дел.
В то раннее августовское утро десантные средства с воинами и военной техникой на борту, катера-буксировщики получили надёжное морское прикрытие в действиях экипажей офицеров С.Барботько, В.Великого. А над гирлом лимана расстилался лёгкий туман. Он знаменовал неотвратимый победный исход операции по освобождению г. Аккермана и Бессарабского края от фашистской коричневой чумы.
   Мы, сегодняшние жители Белгорода-Днестровского и района, как наследники победителей, не должны забывать даты и события героических военных лет, чтобы память о воинах-освободителях, отдавших свои жизни за мирное будущее жила вечно.

                                                                                    Виктор Солодунов, капитан 2 ранга в/о
 





 
 
 


логотип© alb-budjak