Феликс Закиров

Критическая статья автора о взгляде на суть поэтического творчества и роли лирики, как основного жанрового направления в стихосложении и творчества в целом.

Несколько тезисов в защиту лирики


  







     Сразу же возникает вопрос - а нуждается ли огромный пласт литературного направления, как лирическая поэзия, в какой-либо защите. Ведь проходили столетия,   менялись общественные   формации, гремели многолетние революции и войны, исчезали одни и появлялись другие культурные и художественные стили, а лирическая поэзия всегда оставалась востребованной. Более того, на протяжении многих лети сменяемых поколений, она сумела выдержать массу   всевозможных нападок, как со стороны власть придержащих представителей руководства культурой, так и от множества псевдо литературных направлений и течений, которые злостными сорняками порой   выползали на культурную сцену, и своим, так называемым модным новаторством пытавшихся вытеснить лирику на задний план. А чтобы поговорить о необходимости защиты лирики, нужно просто ещё раз вспомнить основные элементы и принципы её   построения и   существования.
   Что же такое лирика? Определение короткое и ясное – это   способность выражать свои мысли и чувства в слове. Склонность к лирике - это наиболее доступный метод донесения до читателя своих мыслей, чувств, переживаний и, в итоге - выражения этого в форме стихов.
Слова в лирических стихах должны звучать естественно и органично, лишь тогда они будут понятны людям, то есть тем самым обычным, простым   читателям, для которых стихи собственно и создаются. Настоящие лирические стихи должны иметь отчётливое ритмическое строение, образно говоря, чёткую чеканную речь, что имеет более высокое свойство воздействовать- на читателя и легче запоминается. Романтический орнамент в лирических стихах как бы обязателен.
   Мелодика также является неотъемлемой стороной лирики. Более того, настоящая лирика должна быть созвучна с музыкой. Если произведение не получается совместить с музыкой в виде песни, романса, либо с каким-нибудь другим музыкальным форматом, то это уже не совмещается с понятием лирического направления.
   А вот символизм лирике чужд, ибо в нём просто нет конкретики. Но лиризм может сочетаться с некоторой философичностью, но только не со слишком заумной голой философией, в которой часто звучат поучительные нотки. А чтобы кого-то и чему-то учить, нужно самому очень много знать той области, в которой автор намеривается поучать. А основу  этого знания составляет то самое наследие, оставленное нам литературными классиками. И абсолютно естественно, что без знания этой классики в принципе просто невозможно постичь по-настоящему, что такое поэзия вообще и настоящая лирика, в частности. Для настоящей лирики недостаточно иметь просто личное мнение или чувство по отношению к тому или иному событию, предмету, а необходимо ещё и пережить или выстрадать это событие, найти его стержень или главное содержание, а затем вложить это в те, самые слова, которыми удастся отразить в стихах это содержание. По настоящему правдивым может быть только то отражение, в котором автор либо сам принимал участие, либо был личным свидетелем данного события. Иными словами, любое лирическое произведение - это кусочек жизни либо самого автора, либо где-то увиденный автором.
   Гармония в лирике - это постоянный поиск связей между прошлым и будущим, между людьми   и предметами, между земным и космическим. И всякий, кто эти связи видит или находит, выражает их своими образами,- тот и сам становится своеобразным первооткрывателем. Кто эти связи не видит или не хочет видеть, тот зачастую  скатывается к бесплодной декларативности, граничащей с банальным сектантством в литературе. Именно здесь нарождаются полурифмованные   мысли, которые затем превращаются в нагромождения   словесной тарабарщины и попросту выливаются в типичное графоманство.
   Лирика, как и любое произведение искусства, должна быть   неразрывно связана с природой, с жизнью, с трудовой деятельностью любого человека. Особенно   важно и интересно, когда автору через   картины природы удаётся отразить жизнь и настроение человека. А всякая вычурность в стихах, набивание строк массой неологизмов, как правило, ведёт не просто к девальвации стиха, а чаще всего, к элементарному невосприятию подобных творений читателем.
   О том, как и когда приходит к человеку любовь к лирической поэзии   можно говорить много и долго, ибо этих путей, вероятнее всего, ровно столько же, сколько и истинных поклонников этого жанра.
   Мне посчастливилось влюбиться в лирику практически в самом раннем детстве. Когда-то, ещё в конце 40-х годов прошлого столетия, попала мне в руки небольшая книжка стихов. Была она без обложки и титульного листа, поэтому ни названия, ни её автора я не знал. Но начав читать, я уже не мог оторваться от текстов, перечитывал по нескольку раз одни и те же страницы до тех пор, пока большинство из стихов начал помнить наизусть. И от этих   стихов как будто душу мне озарило каким-то тайным тихим светом и, словно приоткрыло занавес, за которым находились ответы на многие тайны и радости земного бытия. Гораздо позднее я узнал, что это было одно из редких прижизненных изданий Сергея Есенина с довольно необычным названием   «Москва кабацкая». Но содержание было не только о кабаках и разгульной жизни поэта, а во многом это были очень доходчивые лирические стихи, так неожиданно и глубоко поразившие детскую душу. Именно с этой небольшой книжки и началось моё увлечение поэзией   вообще, и лирической поэзией, в частности. Читал я много и жадно, причём наряду с классиками девятнадцатого века, которых в принципе я считаю основоположниками настоящей лирической поэзии, удалось мне перечитать многих авторов так называемого «серебряного века».
   А затем наступила незабываемая пора «шестидесятников» двадцатого века, которая, на мой взгляд, была самым плодотворным и богатым периодом в развитии и доступности поэзии. Более того, именно в этот период были, как бы реабилитированы и изданы многие авторы, которые долгое время находились под запретом властей в эпоху массовых репрессий и были просто недоступны читателю.   В это же самое время открылся огромный пласт лирической поэзии, авторы которой затем заняли достойное место, наряду именами бессмертных классиков девятнадцатого века.
   Тогда же громко зазвучали и широко распространились голоса представителей так называемой «тихой лирики». Почему «тихая лирика» стала так востребованной? Да просто потому, что она о самом наиболее дорогом для любого человека - о малой родине, родительском доме, детстве, первой любви, то есть о том, что каждому человеку понятно и необходимо в жизни в любые времена его существования. Иными словами, в произведениях авторов представителей «тихой лирики» на первый   план выдвигалось обращение к истокам существования и развития не общества в целом, а конкретной личности, то есть обычного   человека, которого так называемое   общество успело пресытить псевдо-патриотической   направленностью в литературе. А освоение современного мира и его и его отражение в творчестве просто невозможно без обращения к тем самым источникам, которые  так тщательно отодвигались властями на дальний   план.
   Вообще-то, период 60-80-х   годов прошлого столетия был настоящим кладом для поэтических гурманов. Литературные кружки, литературные встречи и вечера, многообразные тематические поэтические   конкурсы буквально захлестнули практически все слои общества. Всё это сыграло огромную роль в духовном развитии поколений. Массовая доступность к первоисточникам тех лет открывало широкую дорогу не только к самосовершенствованию, но и более полному раскрытию и развитию поэтических талантов.
   К сожалению, конец века и начало нового тысячелетия выглядит как своеобразное свёртывание или обеднение в литературе поэтической. Начали откуда-то выползать, как злостные сорняки, всевозможные «вольные» литературные течения, очень уж напоминающие давно забытые искривления «серебряного века», густо напичканные словесной клоунадой. Но нужно помнить одно, а именно - их судьбу. Были ведь широко распространённые, очень модные в своё   время, литературные направления, захватившие в свои сети многих любителей поэзии, не совсем определившихся со своими взглядами. Это и символисты, и акмеисты, имажинисты и футуристы, и так называемые прогрессивные пролеткультовцы, претендовавшие на право быть единственными выразителями правильных взглядов на литературу и искусство. Ну, и где все они теперь? Сейчас вряд ли кто вспомнит не только их творения, но и имена самих авторов. И то, что кое-кто   пытается их реанимировать, по сути перефразируя и втискивая в современность уже давно отжившие и заброшенные формы, то это чаще всего во-первых, от простого незнания классического наследия, во-вторых, от нетребовательности к себе,  но это ещё простительно/, и в-третьих,   и   это самое   главное, от банального неуважения к будущему читателю, что уже просто недопустимо. Более того, порой вновь оживают возгласы - «отбросим каноны грамматики с её склонениями, спряжениями и знаками препинания», «пора обойтись без А.С. Пушкина с его народностью и классикой », «обойдёмся без Л.Толстого и Ф. Достоевского с их отжившими понятиями о этике, чувственности и определении места человека в природе и обществе ». Именно с подобных высказываний и появляются затем  творения, напичканные бессмысленной толпой образов, зачастую абсолютно не связанных ни с жизнью, ни с современностью. Попросту, образ для образа, и ничего более.
   Уверен, что этих новаторов со всей их нелепицей, постигнет та же участь, как и их давних предшественников, полностью развенчанных в первой четверти прошлого века.
   А имена классиков лирической поэзии живы и до сих пор   востребованы. Многие романсы и песни на их стихи звучат и   поныне, привлекая к себе не только людей зрелого возраста, но и молодёжь. И поэтому, когда неожиданно обнаруживаешь новые добротные лирические стихи, то в эти мгновения испытываешь и радость, и какое-то наслаждение и удовлетворение от красоты, которую сумел передать автор, может быть, даже самыми простыми незамысловатыми словами и выражениями, но которыми попал точно в центр души читателя, то становится отрадно от мысли, что есть ещё неравнодушные молодые авторы, которые стремятся сохранить настоящую классическую лирику. Надеюсь, то эти мои мысли, возможно, не совсем ровно выстроенные, кому-то и помогут в определении своего места в литературе и творчестве.

   Намеренно не затрагиваю подробно огромнейший пласт так называемой   гражданской, или патриотической лирики. Она во все времена была необходимой, даже обязательной, для любого лирического автора, ибо тема Родины и её судьбы в любые моменты истории была и будет неиссякаемой. Я просто категорический противник так называемого «ура-патриотизма», когда зачастую в стихах, порой даже довольно известных авторов, можно услышать перефразированные лозунги или «облитературенные» заголовки газетных передовиц. Это та же пена или шелуха, которая появляется в определённые моменты исторического развития. А с тематикой патриотизма следует обращаться осторожно и бережно, ибо в этот огромный пласт входит фронтовая лирика. Да и ту следует разделять на окопную, чаще называемую солдатской, и генеральскую, больше похожую на некие рапорта и донесения в вышестоящие штабы и учреждения. Последняя в определённый период  была буквально завалена восхвалением кумиров, вождей, дифирамбами партии и Правительству, достижениями на великих стройках коммунизма и тому подобное. А если глубоко вникнуть, то было это ни чем иным,  как конъюнктурным   выполнением спецзаказов находящейся у власти верхушки. Иное дело окопная лирика, родившаяся в траншеях, землянках и блиндажах на передовой, в пропитанных инеем зданиях блокадного Ленинграда, в зимнюю заснеженность, в знойную пропылённость фронтовых дорог, в вязкую осеннюю   распутицу или нечастые минуты боевого затишья, когда фронтовикам удавалось написать короткое письмо в родные места. Здесь не найдёшь псевдо-патриотического треска, а вот постоянная боль, грусть и желание вернуться   под родную крышу как раз и раскрывается, как самый настоящий патриотизм. Поэтому живут и будут продолжать жить и «Землянка», и «Тёмная ночь», и «Жди меня» да и ещё   многое, что осталось нам от настоящих фронтовых поэтов, просто и доступно вложивших свою душу в незатейливые, но оставшиеся навсегда не только в памяти фронтовиков, но и не оставляющие равнодушными целые поколения людей, которым посчастливелось не видеть войну со всеми её ужасами. Всё, что высказано выше,   имеет одну цель - лишний раз задуматься о том, что настоящую лирику нужно не просто знать, а необходимо тщательно оберегать от всевозможных «литературных революций», от проникновения в неё псевдо-литературных направлений и течений, способных не просто искажать, а зачастую уничтожать истинную ценность настоящей лирики.

Феликс   Закиров. АЛБ «БУДЖАК». 2014г.