Татьяна КЛИМОВА, "Советское Приднестровье", 05.01.2012г.

Региональные конкурсы


"Ты не падай ни за что!"

 

   Торжественное подведение итогов третьего литературного конкурса „Бессарабська ліра” имени Павла Наниева, посвященного 65-летию литературной студии «Дністровські джерела», прошло накануне Нового года в исполкоме горсовета.

   Открыл встречу председатель оргкомитета Игорь Параденко - председатель ассоциации литераторов Бессарабии «Буджак». Руководитель литературной студии «Дністровські джерела» поэт Павел Антонов и Заслуженный журналист Украины Борис Устименко приветствовали литераторов, вспомнили теплыми словами Павла Наниева, имя которого носит конкурс.

   Поэт Николай Палиенко (представлявший Одесское отделение Союза писателей Украины), немного опоздав на встречу, то ли в шутку, то ли всерьез, заметил:

- Важко вас розшукувати, не дають вам місця. Такі таланти зібрались, а місця немає…

Участникам конкурса Николай Палиенко привез в подарок книги, в том числе и книги Степана Олейника, известного сатирическими и юмористическими произведениями. «Треба молодь просувати вперед, літаками, грузовиками», - процитировал знаменитого земляка одесский поэт.

- Мы не ставили целью тщательный литературный разбор произведений, - обратился к литераторам председатель конкурсной комиссии Феликс Закиров. – Это, по желанию авторов, мы можем сделать на еженедельных заседаниях АЛБ по четвергам. Замечательно, что все ваши произведения содержат мысли, переживания. Приятно, что многие смогли найти время и собрались сегодня, чтобы познакомиться с новыми и встретиться со старыми друзьями и коллегами. Каждый год конкурс открывает новые имена, расширяет границы - в этом его основная задача.

Внештатного корреспондента газеты «Советское Приднестровье» Надежду Байлук отметили дипломом за неравнодушие, активную жизненную позицию, участие в общественной жизни. Больше бы таких людей, и мы скорее бы превратили страну в цивилизованную, где граждане целенаправленно и твердо отстаивают свои права. Впрочем, в этот день в зале заседаний исполкома собрались как раз такие, социально-активные люди.

- Я начинала работать экскурсоводом с Павлом Наниевым, поэтому не могла не принять участие в конкурсе его имени, - призналась Надежда Байлук.

Чтобы афганская война не стала, как финская, забытой войной, - о ней пишет дипломант „Бессарабской лиры–2011» начальник управления гражданской защиты Юрий Майзлис. Он также изучает, собирает и записывает для современников и потомков историю нашего города, его улиц, зданий, скверов, рассказывая об этом в горрайонной газете.

Педагог Ирина Тома пожелала собравшимся «не втрачати надію у себе» и прочла свои стихи, в которых была строчка «Ты не падай ни за что!» Ирина Тома и Григорий Чабаненко (стихи) награждены дипломами второй степени. Ученице Наталье Чучкиной и педагогу Виталию Рябому (стихи) вручили дипломы третьей степени. Все они получили денежные премии и годовую подписку на «Советское Приднестровье».

Грамотой, денежной премией и подарком наградили юную Магдалену Паскарь – талантливую девочку из Крутояровки. Несмотря на тяжелую болезнь, Магдалена светло смотрит на этот мир, умеет радоваться и делиться этой радостью через свое искусство: она поет, рисует, пишет стихи. И еще одна школьница Ольга Товстыга получила грамоту и денежную премию за свои стихи.

Дипломы и памятные сувениры получили также Вячеслав Ульяницкий (стихи), Александр Чебан (проза), Зоя Никулина (публицистика), Валентина Полевая (стихи), Галина Разоренова (стихи и песни о Бедгороде-Днестровском). Почетной грамотой за книгу «Ноев ковчег» награжден Виктор Якимец.

Все участники конкурса получили грамоты, сувениры и информацию о АЛБ «Буджак».

Один из спонсоров «Бессарабской лиры» Татьяна Музыченко, поздравляя призеров и участников, пожелала, чтобы в их творчестве всегда присутствовала любовь. Ведь без нее все теряет смысл. Татьяна исполнила под собственный аккомпанемент на баяне песню-пожелание всем присутствующим. Эта красивая женщина - многогранно талантливый человек, она не только очень хорошо поет, играет, ведет районные праздники, но и пишет стихи и песни, которые обещала представить на одной из следующих „Бессарабських лір”.

Вера Сипко, председатель общественной организации «Жінки за майбутнє України» (также спонсор конкурса), вручая конверты с материальным поощрением начинающим и опытным писателям, с воодушевлением отметила:

- Как приятно видеть знакомых, которые так прекрасно пишут, как приятно видеть молодежь и особенно – талантливых детей!

- Хотелось бы, чтобы на этой встрече мы больше узнавали друг о друге, читали свои произведения, - слегка покритиковал мероприятие одесский поэт (урожденный аккерманец) Анатолий Хромов, и в этом его поддержала Вера Сипко.

Все это было на предыдущих награждениях, - пояснили организаторы, - а в этот раз формат встречи пришлось в последний момент изменить по объективным причинам. Но критика обязательно будет учтена – для того литераторы и делятся мнениями. Как говорится, творческий человек не может не стремиться…

Игорь Параденко от имени собравшихся поблагодарил за помощь и поддержку городского голову Игоря Нановского, сотрудников исполкома,  депутатов. Огромная благодарность спонсорам, без которых ничего не получилось бы: Елене Марченко, Татьяне Музыченко, Владиславу Паршикову, Анатолию Кирсанову, Игорю Земляному, «Жінкам за майбутнє України». Большую работу провели члены оргкомитета: Игорь Урсул (художник), Алексей Сидоренко (компьютер), Михаил Геращенко (техподдержка), Николай Катан (транспорт), Виктор Боровец (фотограф).

Под конец встречи Николай Палиенко с колоритным украинским юмором рассказал, как много лет назад школьником он начинал «карьеру поэта». На уроке, чтобы не скучать, решил написать «юмор про одноклассниц» и передал записочки по классу. Дети читали, смеялись – сорвал урок; вызвали отца к директору; дома получил первый «гонорар» - ремнем. Но юный талант заметили и поручили написать стихи к юбилею Кобзаря; он пытался отнекиваться, мол «не умею». Все же пришлось дома взяться за перо. Мать собралась отругать, но, узнав, что «директор велел», строго приказала: «Пиши!» Помучился, сочинил 12 «столбчиков». Учительница прочла, оставила шесть. Проверяющий прочел, оставил четыре, сказал – в газете опубликуют. Через месяц домой принесли деньги, почтальон пояснил: «Палієнко щось писав…» А тогда только доносы писали (теперь нам смешно от этой фразы). Мать сначала не хотела брать непонятно откуда свалившиеся огромные деньги (ей надо было три месяца сапать в колхозе, чтобы столько заработать). Потом купила на них сорочку для сына, лампу, керосин и наказала: «Сядь, пиши!» Этот наказ Николай Палиенко всю жизнь и выполняет.

Но мы отвлеклись. А кто же занял первое место? В этом году жюри решило отдать его семейной паре из Владивостока Тамаре Алешиной-Мисюк и Борису Мисюку (брату Почетного гражданина города писателя-краеведа Владислава Мисюка). И когда я, на одном восторженном дыхании, прочла рассказ-эссе Тамары Алешиной-Мисюк «Павел Иванович на фоне рая и ада» и совсем коротенький рассказ Бориса Мисюка «Комендант крепости», никаких сомнений в правильности этого решения у меня не осталось. Из «далекого, отдельного и нереального» «Владика» - «серо-стального, ветреного Владивостока, который никому не родина» - наш город казался молодой тогда Тамаре настоящим Раем. Местные жители, привыкшие к роскошному южному теплу, морю, «лиману-океану», суровой красавице крепости, часто не замечают, как им повезло. А Тамара описала наше повседневное счастье так сочно, что нельзя себе не позавидовать. «Дальний Восток – для подвигов, а эта земля – для удовольствий». Если бы от меня зависело привлечение туристов в Белгород-Днестровский, я бы тиражировала и экранизировала подобные рассказы-песни о Белом городе, открытые «Бессарабской лирой». Прочитав их, так и хочется приехать в чудесный маленький, но древний город, окунуться в его особенную атмосферу и собрать свою охапку впечатлений (не только от крепости). И пусть один из важных факторов тогдашнего безоблачного аккерманского счастья – социалистический строй – безвозвратно погребен под обломками Союза, много хорошего у нас все же осталось, что-то даже прибавилось (или скоро прибавится). Просто мы не всегда умеем это замечать, искренне радоваться, рассказывать об этом всему миру, как настоящие художники, и …зарабатывать на этом большие деньги, как настоящие бизнесмены.

Здесь Тамара Алешина-Мисюк познакомилась с Павлом Наниевым. Вот несколько коротких отрывков, в которых автор рассказывает о Павле Ивановиче:

«…Ничто так не мирит с действительностью, как рассматривание фотографий. - Здравствуй, жизнь! Оказывается, ты и вправду была, а я уж тебя забывать стала. Как дальнего родственника. В ближних у нас теперь телевизор с сериалами…

…На обороте ч/б снимка дата - 1974, июль, г. Белгород-Днестровский. Эти двое так самоупоенно счастливы, что снимок запечатлел и обернувшиеся на них лица. На мой смех. В компаниях меня специально смешили, чтоб услышать его. Оказывается, и себя можно вспомнить. Как совершенно чужого человека. Сравнить с сегодняшней, подивиться. "Память - это наше бедное бессмертие", мужчина, с которым я хохотала, а теперь хочется плакать, это Павел Иванович Наниев. Он теперь по ту сторону, выдумывай, что хочешь, но с ним это грех. Ко времени появления этого снимка прошло всего 18 лет, как он вернулся после лагеря и поселения. При своём немаленьком росте он весил 29 килограммов, напуганная плоть решила не возвращаться, но сильный, крепко-костлявый, с нехилыми прямоугольными плечами и жилистыми руками, он имел облик Дон Кихота. Ещё улыбка или оскал на загорелом лице, блеск глаз, как на мгновение блеснувший нож или ледяная вода зимнего Енисея. Лагерь назывался "СИБЛОН". Та глупая танцующая (Тамара – кор.) переспросила: нейлон? - Сибирский, особого назначения, - мягко расшифровал, был интеллигентом, классическим, всех звал на "вы", начиная с ходячего возраста. Одет: советские брючата, которые всегда и всем или коротки, или длинны, очень чистая и выглаженная тенниска, летние сандалии, на руке массивные часы цвета очень тогда распространённых железных зубов, из карманчика коротко-рукавной тенниски торчит трёхцветная шариковая ручка. Он бывший до 1944-го, когда забрали, поэт, теперь экскурсовод в Белгород-Днестровской крепости бывшего древнегреческого городка Тираса, бывшей Украинской ССР. В общем, оглянуться не успеешь, как всё вокруг тебя - бывшее, а сам ты и подавно, поэтому тем, кто изобрёл фотографию, не просто, а большое спасибо!..

…Внешне похожий на Дон Кихота, ни пафоса донкихотского, ни героизма, ни малейшей самовлюблённой рисовки, обычной для мужика, в нём не было. "Лагерная пыль"? Нет, он был - как гвоздь! Сухой, прямой, смуглый, с узловатыми руками, невозмутимо-интеллигентным лицом, после рюмки виноградного мгновенно краснеющим и оживляющимся. И только в глазах не таял "Сиблон", синевато-льдистый, сибирский. Двадцать лет как человек вернулся и живёт в раю, но, видно, уже никогда не растает…» - пишет Тамара Алешина-Мисюк.