История создания АЛБ "Буджак" - историческая справка  Международные связи АЛБ - благодарность Императора Японии
Гимн Белгорода-Днестровского -  один из символов города
Сегодня  Friday - 26 мая 2017 года  - сегодня   День российского предпринимательства. День снежного барса на Алтае. День сварщика в России. День матери в Польше. День победы в Сардарапатской битве. Всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле». 26 мая в народном календаре Лукерья Комарница. 1829 Победа русских в сражении у Босфора в ходе русско-турецкой войны (1828–1829). 1896 Учреждена медаль «В память коронации Императора Николая II». 938 Заложен фундамент первого завода «Фольксваген». 948 Временное правительство Израиля издало «Указ о создании Армии обороны». 1972 В Мюнхене открыт стадион «Олимпиаштадион»

  Я.МаВаСу, "Буджак-инфо", июль 2012г.

  Проблемы культурологи региона.

 

  СОПРОТИВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ

 
    Анонимный звонок. Приятный женский голос предложил в 16:00 посетить художественный салон, дескать, выставка очередная открывается — вернисаж Ткаченко. Приятно, что помнят, ценят, приглашают. Интригует кто это Ткаченко, что такое и как рисует, пишет!? Среди знакомых мне имен аккерманских художников, она не числилась, «новые».
   Четверг, 4 марта день насыщенный, предпраздничный оказался. Восьмое марта международное, женское раздвоилось, растроилось, отбросило тень назад и люди не дожидаясь красного понедельника спешат приурочить отгулять в коллективах, наслоить один праздник на другой. Смачного им! И у нас, у литераторов «Буджака» в четверг было заседание, пришли свежие люди, конкурс им. Наниева, как камень в болото, всколыхнул волну; один читает главы из своих романов под многозначительными названиями — «Еврей» и «Женщина которая поет», отставной вояка приволок весело-ругательно-политическую поэму на 11 листах, обхохочешься, школьница демонстрирует и стихи (к слову очень неплохие, взрослые), и рисунки, и . .роман жанра «фентези», конечно не Анджей Сапковский, но сотня страниц уже есть. Так что все кипит, бурлит, что сырое, что готовое покажет время, разберет читатель и история. А я отбыл и отправился на вернисаж.
         Ба! -  Знакомы почти все лица, из наших, из аккерманских, отдельной группкой, раскованно почти по столичному, стоит внушительный десант из Одессы, усиленный сестрами-художницами из Ялты, (я намеренно не называю имен, фамилий, титулов, я не сноб) отдельно прихлебывает темно-красное вино из стаканчика бывший одессит, теперь индус, художник широчайшего профиля приложения своих талантов. Сейчас у него полоса изготовления перстней, мужских и женских, со смачными сценами на темы барельефов храмового комплекса Коджурахо. Это расширенная Камасутра в высоком каменном рельефе привлекает паломников со всего мира, есть, на что посмотреть и на себя примерить.
    Сергей Ожегов, Сергей Гаркавый, еще Сергей, конечно Леночка Лебедева —  профи наши. Лена кстати приятно скашивает собой почти сплошь черную палитру зимних одежек присутствующих: черные куртки, джинсы, сапоги, шубы — несколько удивительно для художников, понимающих смак в колорите, в сочетании красок, выражения через это, своей индивидуальности, своего миропонимания. Но ладно, это так детали, имеющие определенное значение для литератора, но не более.
    Ах, вернисаж, какой закат, какой пейзаж!! На стенах висело два десятка полотен руки-кисти виновницы тусовки. Любопытная смесь. Тут были в основном «НЮ» натюрморты и одна загадка. Народ тусовался в лучших традициях именно тусовок. Смотрели, общались,  держали стаканчики кто с темно-красным, кто с соломенно-желтым, розовым, непонимающие пили сок. Говорили о чем угодно, но только не о живописи.
   А у меня образовалось удивительно хорошее настроение. Пессимизм давивший и укрывавший последнее время отпустил. И не потому, что я как «эротоман в возрасте» взбодрился глядючи на квадратные метры выставленных «НЮ». Просто этот показ оказался решающим, совпало и поломало пессимизм. Вот ход моих мыслей.
    Как пробивается злак сквозь асфальт, так несмотря ни на что, не сговариваясь, в разных местах, в разных жанрах, разные люди, делают одно дело - Сопротивляются Культурой. Сопротивляются той бездуховности, что насаждается миром рацио, миром выгодно-невыгодно, сволочизма и меркантилизма где  - homo homeni lupus`t est.
   В нетопленой комнатушке-сарае, со скрежетом зубовным выделенной для АЛБ «Буджак» горисполкомом, самая давняя общественная организация города (мы c 1946 года!) медленно, но упорно и уверенно делает свое: издаем книги, проводим конкурсы-поиски подобных нам людей, задумали рукописный журнал-летопись, выпускаем информационный вестник, работает самый популярный, из городских, наш сайт. В кафе «Арго», с вызывающим уважением постоянством, идут показы все новых и новых робот квартета с солирующим С. Гаркавым. В таверне «Монкастро» на подходе очередная литературно-музыкальная среда, своеобразная и очень нужная городу, громаде площадка, трибуна, куда приходят разные люди, свое почитать, спеть, других послушать, окунуться в атмосферу единомышленников тех, чей мир не заузился до размеров линяло зеленой банкноты. В этот же стихийный оркестр, вливается деятельность худсалона
С. Ожегова и А. Шиховой. Вернисаж Ткаченко четвертый и конечно далеко не последний. Играют в футбол ветераны их дети и внуки. Пусть, под желание стать городским головой, но делает полезное дело И. Хливненко. Отправляет в нокаут кого-то Ломаченко. В терцентре варится свое - поют, гоняют целюлит в спортзале и возвышенно общаются по четвергам в «литературной гостиной». Детский центр творчества: танцует, вышивает, устраивает выставки, воспитывает лидеров и т.д. Клуб «Вершина» готовит очередное «джамбори» проводимое уже, по-моему, 13 раз, в урочище Лебедевка. Ромы только что отчитались выставкой фотографий в музейном демонстрационном зале, призванном напомнить властям, что есть социальные и экологические проблемы, требующие немедленного участия и изменения к лучшему. По мере сил и аккерманское радио разбавляет информацию о тарифах, погоде и что, где и по какому поводу что-то сказали официальные лица, проводит то «день рiдної мови», то напоминает слушателям, Кириллу Ковальджи уже 80 лет, а это тот дядя описание которого г. Белгорода-Днестровского, вошло во все работы по истории, архитектуре и колорите городов мира (он кстати почетный член АЛБ «Буджак», жил, учился в нашем городе, является родоначальником послевоенной аккерманской литературы).
   Увы, я не владею информацией, что там, в глубинах «Болгарского культурного общества», чем заняты аналогичные К.О. -  евреев, молдован, греков, белорусов, гагаузов, армян, поляков и всех тех, не лежачих, неформальных общественных организаций, которые созданы не для прикрытия гешефта, а для культуры, для ее сохранения, продвижения, наполнения, распространения и конечной победы. Радует, что активизировался, с приходом пани Байло, отдел культуры горисполкома. У Швачки прямо по-среди ремонта театра проводят фестиваль патриотической песни. А впереди весна-лето-осень, сезон! Впереди фестивали, часть уже традиционных повторяющихся и те, что только планируются. Из достоверных источников, я знаю что «Тюрк сой» — Тюрский мир, организация, объединяющая тюрско язычные государства планирует провести у нас в городе, ряд красочных праздничных мероприятий, экзотичных, предполагается приезд и выступление фольклорных танцевально-песенных ансамблей, коллективов. И много!   
    Так что вопреки моему недавнему пессимизму, полное обыдление населения Украины и Бессарабии в частности, слава Богу не получается! Мы сопротивляемся! Большая культура, пробивается живым ростком через укатанный асфальт попсы, пошлости, суррогатов и крутизны пустого места. Я там, в начале написал о брошенном камне в болото, беру слово «болото» назад и приношу свои извинения, ибо болото, где во многих местах пробиваются чистые родники, где образуются окна живой воды — болотом уже назвать нельзя. И это вдохновляет.
   Но вернисаж еще не кончился, наоборот, только началась официальная часть. Были сказаны обязательные и приятные слова — о картинах, о художнице. Сказал, такое же и я. Не принято иначе. Да и не критик я, просто любитель, зритель, но все же...
Лежат, стоят, сидят и опять лежат женские тела на ее полотнах. Конечно, женское тело это стихи, которые написаны Богом! Женщина — это символ, много символов в одном. И опять цитата: «Что есть такое красота? Сосуд, в котором пустота!? Или огонь, мерцающий в сосуде!». Художнику сейчас сложно. Фотография, качество полиграфии, совершенство электронного воспроизведения визуального ряда — настолько велико, что из технического средства начинает перетекать в искусство. Уже мало просто холст, просто краски, просто колорит, сочетание, мазок, тело или лицо, надо что-то еще. Среди гостей была красивая женщина, толи художница, толи натурщица или подруга одного из одесситов. Природа к ней была щедра, у нее было чем идти и стоять, на чем сидеть и особенно чем дышать, да еще подчеркнуто глубочайшим декольте. А исходя из сегодняшних стандартов, где лифчик верхняя одежда, что-то вроде пальто или шубы, то я совсем не удивлялся, когда присутствующие, и не только мужчины, погружались взглядом в эту красоту цвета сливочного масла и восхитительной формы. Не удивлялся, но сравнивал. «НЮ» на картинах куда более обнаженные и откровенные уверенно проигрывали живой женщине. И это вроде нормально, но в Розовом зальчике в Лувре, где стоит Венера (безрукая) Милосская, других женщин не замечаешь. Тот же эффект в зале Рубенса «С Саскией на коленях», «Три грации». Опять же никого не замечаешь в зале Ренуара, его купальщицы, его кормящие грудью мамки завладевают вниманием полностью, там есть и сосуд и огонь в нем. Не отстают в этом деле и наши славяне, дерзнувшие обратится к самому красивому, что есть на этом свете, к человеческому, особенно женскому телу. Телу - храму продолжения жизни. Зинаида Серебрякова даже свой автопортрет выполнила в этом ключе. Семирадский, Петров-Водкин, Дейнека, Борис Кустодиев! А скольких я еще не назвал, боясь раздуть статью до размеров монографии? Если не быть обязательно вежливым, то надо сказать, бесспорно, научилась художница технике, рисунку, мазку, точке, штриху, колориту, доработке фона, анатомической правильности, пока только со светом серьезные нелады. для рынка уже годится, как эксклюзив, ручная робота, единственная и неповторимая, модная. На том уровне, который есть, годится. Но если хочется большего - надо зажигать огонь в сосуде. Зачем стоит или лежит, сидит!? Нужен подтекст, ситуация, намек, толчок к размышлению, ассоциация, сравнение, воспоминаниям или мечтам. Нужны следующие качественные уровни без этого никуда. Мне, например куда ближе уроды с картин Василия Шульженко о котором пишут, что он не любит русский народ или кроссворды Сергея Гарькавого. Мои слова не холодный душ, не нож в спину таланта, а выношенные в процессе жизненного опыта отношения к произведению культуры, искусства. Воспринимать за оскорбление глупо и непродуктивно, мое личное кредо в этом вопросе простое, но действенное - я слушаю всех, а после обдумывания, делаю так, как считаю нужным, по своему. Того же желаю и художнице, рисуй это куда полезнее и приятнее, чем пить водку или существовать около включенного телевизора. Ты на хорошей дороге, Удачи!

                Я. МаВаСу, специально для «Буджак-инфо».

 

 

 
 


логотип© alb-budjak